Уральские горы, расположенные на самом краю Европы, в наше время стремительно приобретают европейский вид. Горные массивы и одинокие скалы Урала активно застраиваются горнолыжными комплексами, аквапарками и прочими развлекательными центрами.
Только на Южном Урале – в Башкирии и прилегающих областях их более двадцати. Наши «горнолыжки» очень популярны и в зимний сезон заполнены до отказа. Но при этом они остаются провинциальными как по расположению, так и по уровню сервиса, пожалуй, только по ценам приближаясь к альпийским. Тем не менее, темпы развития этого бизнеса позволяют задаться вопросом: «А чем мы хуже?».
Потенциал уральской природы, наши горы, озера, пещеры, исторические памятники могут заинтересовать туристов со всего мира, кажется, нужно только создать для этого достойные условия отдыха. Но это сложнее всего. ГЛК находятся в частных руках, разрознены, малодоступны из-за отсутствия транспортной инфраструктуры, зачастую плохо спланированы и слабо оснащены.
Как сделать уральские курорты более привлекательными, повысить прибыльность и вывести их на международную арену - подобные вопросы в Башкирии активно обсуждаются на государственном уровне.
В Уфе прошла Международная неделя предпринимательства в РБ, в рамках которой целый день был отдан туризму и в том числе горнолыжному. В этот день состоялась конференция «Башкортостан, открытый миру» и «круглые столы», посвященные развитию туристической индустрии.
В здании Конгресс-холла, залитого светом и наполненного ароматом ожидающего гостей вкусного обеда, царила комфортная, дружеская атмосфера, как обычно бывает на наших деловых форумах. Перед началом конференции гости получили папочку со стандартным набором канцелярских принадлежностей, в которой по традиции были приятные сюрпризы – фотоальбом «Башкортостан, край восходящего солнца» и туристический супергаджет, совершенно необходимый участнику конференции, если он неожиданно затеряется в лесу.
В фойе располагалась выставка макетов башкирских туристических объектов, среди которых белыми холмами возвышался проект туристическо-рекреационной зоны «Урал». Этот проект, созданный Центром стратегических разработок при президенте РБ (ЦСР), задуман как комплекс разнопрофильных туристических предприятий – гостиниц, санаториев, развлекательных центров, ресторанов, сгруппированных вокруг нескольких ГЛК и объединенных общей сетью коммуникаций. Перед конференцией руководитель ЦСР А.Г. Назаров собрал важных гостей у макета «Урала» и рассказал о его особенных преимуществах. Самое главное в нашем уральском проекте – это уже существующая база
На конференции обсуждались проблемы развития туризма на всем Урале. Среди докладчиков были заместители министров по физкультуре, спорту и туризму Башкортостана, Свердловской и Челябинской областей. Горнолыжные центры есть во всех областях и госструктуры активно ими интересуются. Вопросы и предложения касались направления развития туризма и потенциала горнолыжного бизнеса. На кого ориентироваться – отечественного или иностранного туриста, где взять инвестиции для развития туриндустрии и как повысить рентабельность ГЛК– вот основные моменты, на которых хотелось бы остановиться.
Только внутренний туризм, убеждала слушателей Ю.В. Рыбакова, Генеральный директор Северо-Западного Центра развития туризма, выгоден на нашем рынке, иностранцы не поедут в такую даль, да и вообще они скупы и придирчивы.
Ее поддержал Брыляков К.Т., замминистра по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области. По его подсчетам объем внутреннего туристического потока исчисляется 20 миллионами, столько туристов можно привлечь со всего Большого Урала. Он предложил уральским регионам объединяться в создании туристических объектов, создавать вместе мощные туристические зоны – кластеры, которые могут объединить курорты, санатории, гостиницы, транспортные сети, заводы по изготовлению оборудования и институты по подготовке кадров для всех этих объектов.
Вопрос о кластерах развил Назаров, рассказав об основных направлениях разработки подобной структуры. Помимо изучения территории, на которой будут располагаться объекты, строительства инфраструктуры –гостиничной, транспортной и спортивной (в случае с «горнолыжкой» это может быть как собственно подъемник, так и завод по производству горных лыж), необходимо также подготовить кадры для работы с туристами. С этой целью ЦСР заключил договор с Уфимской Академией Экономики и Сервиса, где есть кафедра туризма и гостеприимства. И наконец, необходимо создать узнаваемый образ или туристический бренд, который будет привлекать туристов со всей страны или всего мира (в зависимости от средств). По всем этим направлениям в рамках проекта «Урал» проведена серьезная работа.
Прекрасные перспективы наших курортов были несколько омрачены жесткими фактами, приведенными А.В. Лязиным, замминистра по туризму Башкортостана. Он сообщил, что горнолыжные комплексы нерентабельны, являются долгосрочным вложением денег, окупаемость их растягивается на долгие годы. «Абзаково» и «Банное» по его словам, предприятия убыточные, не вернувшие Магнитогорскому комбинату его вложений. В связи с этим надежда на привлечение иностранных инвестиций в горнолыжный бизнес может оказаться напрасной. В раздумьях о будущем уральского туризма гости отправились на обед.
Из ресторана Конгресс-холла сквозь стеклянную стену открывается замечательный вид на реку Белую. Любуясь панорамой реки, гости вкушали нежнейшие слоеные пирожки с грибами, запивали горячим бульоном сытные учпочмаки, за шашлычком из семги размышляли о туризме,
Обсуждение перспектив развития отрасли продолжилось за круглым столом, посвященным развитию туристических кластеров. Кластер – новое для России явление. Что это такое, зачем оно нам и как его сделать, рассказал гендиректор консалтинговой фирмы «КЕМП» Я.Е. Гуревич.
Итак, кластер – это взаимодействующие группы предприятий, вместе создающие единый продукт. Туристический кластер объединяет множество разнообразных государственных, образовательных, финансовых и промышленных структур, создающих единую туристическую зону. Успешность туристического кластера определяется:
1) участием государства в его создании, так как государство является собственником природных ресурсов,
2) конкурентными преимуществами территории, здесь важна безопасность отдыха, экология и собственно наличие интересных туристических мест, 3) доступность, чем проще добраться до курорта, тем больше туристический поток.
Гуревич скептически отнесся к ориентации уральской туриндустрии на горнолыжные курорты, назвав успех этой отрасли временным, подверженным моде. Более того, по его мнению, Урал никогда не сможет конкурировать с Приэльбрусьем, там у «горнолыжек» есть преимущества стандартных альпийских условий. Гуревичу возразил Брыляков, отметив, что условия отдыха на Урале лучше, качественнее оснащение ГЛК. В конечном счете аналитик «КЕМП»'а признал привлекательность проекта «Урал» по всем трем условиям успешности кластера.
Завершил заседание «круглого стола» Назаров. Он выразил уверенность в том, что горнолыжный туризм актуален для развития туриндустрии на Урале, еще раз подчеркнул перспективность проекта «Урал» и наметил схемы его воплощения. Возможен вариант комбинированного инвестирования туристической зоны, при котором государство берет на себя наиболее затратные долгосрочные объекты, например, подъемник на ГЛК, а строительство отелей, ресторанов, стоянок, отдается частным инвесторам. При этом проект «Урал» активно демонстрируется на российских и международных выставках и участвует в общегосударственном конкурсе проектов, так что его реализация – это вопрос времени.
Итак, будущее уральских «горнолыжек» в надежных руках. Будем надеяться, что через несколько лет отдых на Урале станет качественным и доступным, а возможности катания разнообразней и привлекательнее.
Автор: Татьяна Луцкович © Републикация текстов в печатных и электронных СМИ возможна только с разрешения авторов и администрации портала. Ссылка на данный сайт обязательна!
© 2002 - 2024 НеДома.ру™ На главную Контакты Реклама на сайте |