Открытие горнолыжного сезона на курортах Красной Поляны в этом году не случайно запланировано на День города – 21 ноября. Не секрет, что сроки сдачи олимпийских объектов подходят к концу, их еще нужно опробовать на различных этапах Кубков мира и Европы, поэтому открытие десятка спортивных объектов — это действительно праздник.
Горнолыжные курорты
«Роза Хутор»,
«Горная карусель» и
«Газпром», в народе именуемый «Лаурой», практически полностью обеспечивают горный кластер олимпиады - там ведутся полномасштабные работы,
«Альпика-сервис» закрылся на реконструкцию, чтобы обновить оборудование и обрести на своей территории бобслейную трассу.
Чтобы понять, смогут ли туристы и любители спорта получить удовольствие от нового сезона, нужно проанализировать ситуацию, сложившуюся на
Красной Поляне по всем горнолыжным курортам.
Итак «Альпика-сервис» - самый старый комплекс в Красной поляне - сейчас закрыт на реконструкцию. Когда заработает первая очередь канатной дороги неизвестно, однако после открытия сезона, запланированного на декабрь, горнолыжников и сноубордистов будут доставлять автотранспортом прямо до второй очереди, а дальше — по кресельным подъемникам — до третьей и четвертой. Пока там идет работа по сооружению олимпийского горнолыжного центра, биатлонного комплекса и санно-бобслейной трассы. Протяженность оборудованных трасс — около 7 километров, а в общем счете, включая зоны для фрирайда — 25; 4-я очередь канатной дороги представляет возможность подготовленным спортсменам прокатиться вне трассы по целине.
Правда, в сезоне 09-10 катание с гребня хребта Аибга было доступно только в сопровождении аккредитованных гидов, чтобы вызвало шквал негодования среди фрирайдеров, бурно обсуждавших это нововведение в сети.
«Горная карусель», расположенная в 600 метрах от «Альпики-сервис», - один из самых крупных проектов в Красной Поляне. Сейчас там ведутся строительные работы, а после завершения нам обещают курорт мирового уровня, который будет включать в себя объекты Олимпиады-2014 и всевозможные дополнительные сервисы, направленные на привлечение туристов со всего мира. На данный момент на курорте работают две очереди гондольной канатной дороги - «Карусель-1» и «Карусель-2», протянувшиеся на расстояние от нижней точки в 540 метров над уровнем моря до 960 метров и до пока что самой верхней точки в 1450 метров соответственно. К новому 2011 году обещают открыть третью очередь канатной дороги на высоте 2200 метров. Есть и учебные трассы с бугельными подъемниками для новичков. Инструкторская служба представлена профессиональными спортсменами и ведется по австрийской адаптированной программе. Примечательно, что мастер-план всего проекта разрабатывал Пьер Динер - архитектор Куршевеля.
Всего здесь собираются проложить 75 км трасс различных уровней сложности, обустроить высокогорную зону, уникальность которой в том, что снег держится до середины лета, правда, искусственное оснежение тоже планируется. К 2013 здесь появится очень дорогостоящий проект медиа-деревни «Горки-город» с развитой инфраструктурой, а также ночное освещение.
Вовсю идет стройка и на горнолыжном курорте «Роза Хутор». К олимпиаде здесь появится фристайл-трасса и горная олимпийская деревня. В тестовом режиме «Роза Хутор» должна заработать 15 декабря 2010 года. Что значит «в тестовом» господин Бачин, гендиректор курорта, не поясняет, но обещает, что к 2011 году, когда будет проходить чемпионат России и этап кубка Европы по горнолыжному спорту, все подъемники и трассы заработают на полную мощность. Тогда же будет налажена система искусственного оснежения. На всех трассах (всего их будет около 40) установят ночное освещение - а это 60 километров подготовленных склонов. Главное преимущество «Розы Хутор» - это ключевое значение курорта как главного объекта для горнолыжного спорта на олимпиаде. По заявлению генерального директора компании курорт сможет провести соревнования по максимальному количеству видов в одном и том же месте, используя одну финишную прямую. А перепад высот здесь составят конкуренцию ведущим мировым горнолыжным комплексам – 1700 метров. Сейчас же стройка находится на втором этапе, максимальная пропускная способность комплекса по завершении третьего этапа составит 10 500 человек в день.
Запуск горнолыжного комплекса «Газпром» стал главным событием сезона 2008-2009 в Красной Поляне. Сейчас здесь открыто 15 трасс, 5 из которых освещены для вечернего катания, 6 канатных дорог: гондольный восьмиместный подъемник, 3 кресельных и два бугельных. Искусственное оснежение пока находится на стадии строительства: 127 снежных ружей сделают «Газпром» уникальным среди курортов Красной Поляны. К 2011 году здесь появится олимпийский лыжный стадион, еще одна канатная дорога, общественно-культурный центр, а общая продолжительность трасс будет составлять более 15 километров.
Безусловно, технические характеристики горнолыжных курортов Красной Поляны действительно отвечают мировым стандартам: протяженность трасс, их разнообразие и новейшее оснащение говорят о серьезном подходе к делу и нежелании уступать европейским конкурентам.
Важно заметить и то, что экология Красной Поляны хоть и подвергается риску со стороны застройщиков, является ценной не только с точки зрения привлечения туристов, но и как уникальная концентрация рекреационных ресурсов. Более 80% территории — это особо охраняемые природные зоны, заповедники, парки.
При всем при этом «Альпика-Сервис», «Газпром», «Горная Карусель» и «Роза Хутор» могут столкнуться с одной и той же проблемой. Уже сейчас среди гостей этих комплексов существует много жалоб на неорганизованность потока канатных дорог, огромные очереди, низкий сервис и высокие цены. Мнение людей, как и бывает, разделилось: кто-то готов платить за горнолыжный отдых по европейским меркам, но хочет повышения условий качества обслуживания и общего комфорта, а кто-то ожидает от Красной Поляны доступности, а за высоким уровнем сервиса рекомендует отправиться заграницу.
Действительно пока уровень сервиса на Красной Поляне уступает европейским курортам. Однако необычное сочетание морского и горного климата, мягкий и теплый воздух и экология привлекают новых туристов. Власти обещают не затронуть живой баланс природы и проводить стройку очень деликатно, однако некоторого дискомфорта на пути Адлер - Красная Поляна отдыхающим избежать не удастся: дороги, их стройка и загруженность — главный раздражитель сочинцев и гостей. Подпорчен вид и со смотровых площадок, а на берегу р. Мзымты теперь не пикники, а краны и Камазы. Непосредственно же горнолыжному отдыху стройка не мешает. Руководство пытается проводить как можно меньше земляных работ, выкладывая трассы по естественным склонам и привлекая для работы вертолеты, а не наземную технику. Это обеспечит экологическую безопасность сочинской стройке. Что ж, пока судить рано, однако Олимпиада-2014 не за горами.
Никита Масленников специально для НеДома.ру