Как и в дорожном движении, у лыжников и сноубордистов есть свой набор аксиом — Белый Кодекс FIS. Его нетрудно найти в сети, но беда в том, что написан он сухим и непонятным языком. У заинтересованной аудитории мгновенно пропадает желание изучать сей документ, что, конечно же, неправильно. Впрочем…
Прямо перед тобой — Белый Кодекс, переписанный простыми словами. Те же правила поведения на горнолыжном склоне, только в человеческом формате. Читай, наслаждайся, запоминай. И, разумеется, применяй знания на склоне.
Правило 1. Взаимное уважение
Ключ к приятному и безопасному катанию — взаимное уважение. Помни, что у окружающих прав и возможностей не меньше, чем у тебя. Одним словом, всем peace. Даже чайникам и летающим ломам.
Правило 2. Контроль скорости
Полеты во сне и наяву заканчиваются травмами и столкновениями. Поэтому катайся с той скоростью, которую можешь контролировать. Ну и помни о тех, кто вокруг: у них могут быть свои представления о твоих перемещениях. Не гони, короче. Особенно там, где много людей. Особенно там, где их не видно.
Правило 3. Кто последний — тот и папа
Атака сзади не поощряется в горных лыжах и сноуборде. Потому не увлекайся собственными пируэтами: ты в ответе за тех, кто ниже. Кто бы ни ехал перед тобой — пуля со смещенным центром тяжести, неугомонный джигит или девочка-феечка, правило одно: кто выше — тот и отвечает. Расслабиться можно, когда обгонишь всех.
Правило 4. Обгон
Обгон справа разрешен и слева тоже. Только делать это нужно очень аккуратно, но быстро и решительно. C запасом метров в 20 с каждой стороны. Ты ведь понимаешь, что обгоняемый может упасть, остановиться, неожиданно повернуть — и всё это прямо перед тобой. И по правилам, как ни крути, такое поведение считается допустимым. А вот удар кантами по хребту, который придется исполнить при неосторожном обгоне — это уже неправильно, не по-советски. Обгоняй тщательно и с запасом.
Правило 5. Выход на склон и движение навстречу
Попробуй выехать из двора, не глядя по сторонам. Не иначе — ударят в бочину. На склоне та же история: покрути головой перед тем, как выехать на трассу. Увидишь много нового — например, бородача на сточенных кантах или сноубордиста в шлеме набекрень. Пропусти, затем начинай движение. Всем только лучше будет.
Правило 6. Остановка
Наслаждаться красивыми видами можно. Только делай это на краю трассы, где тебя видно отовсюду. Узкие места, желоба, перегибы — там сидеть совсем нежелательно. Если, конечно, не хочешь снега за шиворот.
И ещё. Не делай резких движений. Твое стремление пересечь склон и остановиться на обочине похвально. Только помни, что траектория должна быть читаемой и понятной. Многие мозг ломают в попытке понять, куда направляется новичок. Пожалей других и себя: двигайся и останавливайся логично и ожидаемо.
Правило 7. Подъем и спуск без лыж
Невероятно, но факт: иногда приходится разгуливать почти неглиже. Без лыж и сноуборда. Вроде всё просто, но помни одно: ботинки разрушают склон, а летящие сверху могут принять тебя за кеглю. Вывод прост: подъем и спуск без лыж — по краю трассы, будто ты совсем ни при чем.
Правило 8. Знаки и разметка
Курорты строили неглупые люди. В свое время они догадались, что обрыв стоит отметить знаком и поставить сетку. И трассы лучше маркировать разными цветами. Чтобы юная дева не залезла в дебри, откуда только вертолетом достать.
Бытует мнение, что тормоз придумали трусы, а знаки стоят для красоты. В горах это не так. Потому прислушивайся и присматривайся ко всему, что происходит вокруг. Если хочешь получать удовольствие от катания.
Правило 9. Помощь
Упороться на склоне проще простого. А продолжить движение бывает сложнее. То лыжа уехала, то голова оторвалась. В таких случаях сторонняя помощь ценнее понтов и гламурной одежды.
Если видишь на картине, что кто-то улетел вдали — не стесняйся, подъезжай ближе. Подай палки и лыжи, спроси, как самочувствие. Если нужна помощь — дуй к спасателям или вызови их по рации. И запомни: если человек не кричит и вокруг нет лужи крови — это не значит, что у него всё в порядке.
Правило 10. Кто есть кто
Когда наступишь на ногу соседу по канатке, оставь свой номер телефона. Разумеется, это касается и более серьезных инцидентов — например, столкновений на склоне. Даже если принимаешь участие в экшене в качестве зрителя. Глядишь, твои показания и зачтутся. Мол, не виноватая я, он сам пришел.
Вот такие правила. Простые и без лишних премудростей. Их не нужно зубрить, надо понять и отложить на подкорку. Ты и не заметишь, насколько легче и радостней станет кататься. И безопасней, конечно.
Белый Кодекс — это не просто слова. Это то, что должен знать каждый, кто выходит на склон. Пухлого снега нам и за мир во всем мире.
Источник: dreamandgo.ru