Журнал National Business, «Волчиха»: бизнес идет в гору
Марина ЖИВУЛИНА: Оказывается, широко муссируемые слухи о том, что мода на горные лыжи пришла к нам с Запада, — не более чем слухи. Игорь Михайлов, директор горнолыжного комплекса «Гора Волчиха», рассказывает о том, что о на Волчихе катались всегда. Даже тогда, когда Владимир Путин и другие важные персоны еще не пылали страстью к лыжам, всегда находились энергичные люди, жаждущие с ветерком прокатиться по снежному склону. Какова же сегодня Волчиха и насколько выгодно содержать горнолыжный комплекс — с этими вопросами мы и обратились к Игорю Михайлову.
Игорь Иванович, скажите, чтобы заниматься горнолыжным бизнесом, надо быть увлеченным непосредственно этим видом спорта?
Игорь Михайлов, директор горнолыжного комплекса «Гора Волчиха»: Совершенно необязательно. Я, например, пришел в этот бизнес из строительства. Но вот что непременно нужно, чтобы войти в горонолыжный бизнес, — это солидный начальный капитал. Первоначальные вложения здесь очень серьезные, а окупаются они только через пять-шесть лет.
Помимо того, вхождение на данный рынок связано с огромным количеством согласительно-разрешительных процедур с различными природоохранными органами — мы же имеем дело с лесами федеральной принадлежности. На оформление прав и прочее может уйти больше года, помните об этом.
Зато потом, когда бизнес настроен, оснащен необходимыми технологиями и имеет определенную стратегию развития, он становится вполне рентабельным. Каждый год увеличивается число людей, впервые вышедших на гору и вставших на лыжи, страстно желающих обучаться. Причем это разноплановая аудитория - люди разного статуса, дохода, уровня подготовки. Однако российский клиент, надо признать, гораздо более капризен, чем, например, европейский, — если где-нибудь в Швейцарии не подготовлен склон, то ни у кого не возникает ехидных вопросов и претензий: не успели подготовить — значит, на это есть причины. У нас же такие случаи выливаются чуть ли не в скандал — клиент всегда держит нас в тонусе. Конечно, до сих пор есть люди, которые принципиально ездят кататься только в Альпы, но таких становится все меньше.
Марина ЖИВУЛИНА: Из всего этого следует, что главные качества, которые нужны тому, кто решил заняться горнолыжным бизнесом...
Игорь Михайлов, директор горнолыжного комплекса «Гора Волчиха»: Это терпение и нацеленность на результат. Потому что результата, возможно, придется ждать долго. Но он оправдает ожидания. В этом сходство этого бизнеса со спортом.
Марина ЖИВУЛИНА: Кстати, какую часть ваших клиентов составляют профессиональные спортсмены?
Игорь Михайлов, директор горнолыжного комплекса «Гора Волчиха»: Небольшую. Наша гора демократична, она предназначена именно для любителей. Конечно, профессионалы — самые безопасные и самые бережливые клиенты, с ними не возникает проблем по дополнительному обеспечению безопасности, они уж точно не попортят склон, но ведь мы затеяли все это не для того, чтобы беречь гору. Горные лыжи, сноубординг — сегодня это именно отдых, активный и полезный, и мы, предоставляя возможности для такого отдыха, работаем ни много ни мало на здоровье нации, заменяем обычное сидение в барах, кафе и употребление алкоголя на здоровый румянец, высокий тонус, подъем жизненной энергии, развитие силы характера и целеустремленности. Хотя, если говорить о барах и кафе, у нас они тоже есть, и довольно высокого уровня. В дальнейшем мы планируем развивать это направление, возможно, откроем еще несколько закусочных. Сегодня на горе два больших кафе-бара и одно маленькое.
Марина ЖИВУЛИНА: Какие еще новшества ждут гостей Волчихи этой зимой?
Игорь Михайлов, директор горнолыжного комплекса «Гора Волчиха»: Приятных изменений много; Начну с того, что для тех, кто впервые встает на лыжи, будут проводиться обучающие акции. Наконец-то мы выпустим клубные карты для постоянных клиентов со значительными скидками. Будет профессионально освещен четвертый склон. Откроется детский городок. С гордостью отмечу, что мы на 50% обновили парк прокатного оборудования, приобрели снежные пушки, поставили новый Т-образный подъемник, закупили импортные редукторы. Хотим увеличить рабочий день в будни—не с 16.00, как раньше, а с 12.00. В выходные мы по-прежнему рады приветствовать наших гостей — лыжников и сноубордистов—с 9.00 до 23.00. На горе будет много света, в том числе мы поставим рекламные световые короба. Кстати, мы впервые так много вложений делаем в рекламу, составили полноценный медиаплан на год, — теперь мы к этому готовы.
Марина ЖИВУЛИНА: Наверное, не случайно, а преследуя определенную цель?
Игорь Михайлов, директор горнолыжного комплекса «Гора Волчиха»: Конечно. Мы хотим стать горнолыжным комплексом номер один в области. Природные условия для этого есть, энтузиазм и желание с нашей стороны — тоже. Не вижу, что бы могло нам помешать в достижении этой цели.