В эти выходные в Иглинском районе республики прошли спортивные соревнования по бездорожью «Занесенные снегом». Участие в них приняли более 50 экипажей полноприводных автомобилей из Башкортостана и Челябинской области. Организовала состязания лаборатория внедорожья Partisan-extreme. Полчаса до старта. Участники гонок заматывают скотчем голенища резиновых сапог и кирзовых ботинок. Организаторы только что предупредили: «Резко потеплело, снег тает быстро. Воды будет много, иногда она будет заливаться в машину через окна. Так что будьте готовы прийти друг к другу на помощь». Более опытные гонщики достают рыбацкие сапоги. А самые умудренные – ныряют сразу в резиновые комбинезоны. Возможно, в них будет не так комфортно – зато гарантировано сухо. Штурманы «заливают» в GPS-навигаторы координаты контрольных точек. Их надо будет отыскать. Участникам предстоит проехать около 150 километров, найти 40 КП и на каждом из них зарегистрироваться. Побеждает тот, кто быстрее найдет эти точки, а главное – возьмет их: сфотографируется «одна руке – на автомобиле, другая – на контрольной точке». У каждого пункта – свой уровень сложности. Например, точка может быть спрятана в болоте, или на холме, на который практически не подняться. При подведении итогов гонок, судьи учитывают степень трудности взятия точки. Первый этап соревнований – зрелище для зрителей. Так называемый «триал». Джипам нужно проехать по сваленным в беспорядке бетонным плитам и добраться до красного кружка, нанесенного маркером на одном из блоков. Главный «партизан» Уфы Андрей Дубакин поясняет: «Это конкурс для штурманов. Свалка бетонных плит только на первый взгляд кажется беспорядочной. На самом деле, там есть своя логика и как минимум две безопасные дороги к контрольной точке. Штурман должен отыскать верный путь и привести туда автомобиль без поломок. Если вездеходы начнут наудачу прыгать с одной бетонной плиты на другую – они могут что-нибудь сломать. И тогда – прощай гонка». Самый юный участник офф-роуда – 16-летний Дима Ермаченков. У него еще и прав-то на управление автомобилем нет, а он уже в прошлом году занял первое место во внедорожных гонках в поселке «Красный ключ». Некоторые из взрослых участников тогда возмутились: не поверили, что «пацан» смог обогнать их на «Ниве», которую одолжил у товарищей. К этим гонкам Дима свой автомобиль подготовил уже основательно: обул машину в огромные колеса со специальной грязевой резиной, сделал «лифтинг» - поднял «Нивушку» высоко над землей: чтобы можно было вброд переезжать весенние ручьи и лужи. 10-классник признается, что во многом ему помогал отец: вместе торчали в гараже сутками. Одноклассникам Дима о своем увлечении внедорожными гонками, оказывается, не рассказывает. Говорит: «Словами мои ощущения передать трудно. Это надо почувствовать. Достаточно одного раз чтобы подсесть на этот адреналин раз и навсегда». Почувствовать азарт внедорожных гонок хотят не только мужчины. Геолог Ольга Трефилова тоже заявилась на старт на своем маленьком джипе «Suzuki-Jimny». Участвует всей семьей: сын – в качестве штурмана, его невеста и ее брат – тоже члены экипажа. Говорят, так необычно захотели отметить профессиональный праздник - день геолога. Звучит команда «На старт» и автомобили срываются в дорогу. Через километр – первая точка. Болото с огромными кочками и одинокое дерево посредине. До него и нужно добраться участникам. Видит око, да зуб не неймет. Добраться до точки не так просто, как кажется. И вот уже буксует УАЗ, «Нива», заехавшая следом, не может развернуться, они закрыли дорогу «Киа-спортидж». То-то шоу для зевак. Кто-то дает советы: «Толкай сильнее», кто-то записывает на камеру мобильника – будет чем хвастать перед друзьями. Штурманы, позабыв о лужах и грязи, мечутся по болоту: ищут дорожку. Водители психуют, теряя время. Вот, наконец, один добрался. Фотография для судей: рот – до ушей. Ура, мы победили! Но это только первая точка, впереди – еще 39. Андрей Дубакин поясняет: «Многое здесь зависит от того, как хорошо подготовлена машина. Мы ввели разделения на классы. Ведь на внедорожные соревнования можно приехать даже на обычной «Ниве». Вход открыт для всех. Стартовый взнос – тысяча рублей. Это деньги на призы, страховка. Обычно, попробовав себя в гонках однажды, на вторые соревнования участники приезжают уже на более подготовленных машинах: ставят огромные колеса, усиливают лонжероны, двигатель, покупают хорошие блокировки. Бывает, владельцы БМВ и Мерседесов специально для гонок покупают какой-нибудь старенький УАЗ по принципу «чтобы не жалко было», пропадают с ним в мастерских. А потом через полгода на трассе появляется настоящий монстр. Действует принцип «начни с малого». Так, с малого – с заводской «Нивы» - два года назад начинал экипаж Рустема Набиуллина и Константина Павлуткина. В результате сегодня на трассу выехал автомобиль, в котором от серийного разве что лобовое стекло осталось. Заднюю часть машины ребята просто спилили. Благодаря этому автомобиль получил целый ряд преимуществ перед соперниками: может, например, спуститься в любой овраг и выехать из него. Конкурентов у такого прототипа сегодня в Уфе еще нет. Но, как говорят, сами ребята, их пример – другим наука. Так что уже к следующим гонкам надо ждать появления похожих вездеходов. Вопрос: «А зачем вам все это надо?» - у многих вызывает ступор. Гонки на джипах для участников – это не столько соревнования, сколько образ жизни, форма отдыха. Здесь еще нет ожесточенной злости в борьбе за первое место. Возможно, благодаря тому, что призовой фонд пока еще условен. Лишь несколько участников всерьез борются ради победы. Для большинства важнее сам факт участия, победа над собой и трудностями, а не над соперниками. Как говорят сами: «Лезем в грязь, чтобы избавиться от грязных мыслей». И добавляют: «Плохие люди здесь не задерживаются. Здесь как нигде важно протянуть руку помощи попавшему в беду». Джипперы часто помогают друг другу выбраться из сложных ситуаций: берут на буксир, делятся запчастями. Гонки всегда заканчиваются общими посиделками у костра. Участников – не больше полусотни, так что друг друга знают по имени. Это больше похоже на круг единомышленников, и даже на секту – потому что уходить отсюда как-то не хочется. Здесь есть особый дух - авантюризма и романтики. Недаром даже те, кто приехал просто посмотреть на гонки, часто не выдерживают и тоже пробуют себя в роли покорителей бездорожья – заезжают на своих неприспособленных машинах в глубокое болото. И радуются как дети: я тоже могу! Это – очень заразно, а значит, число тех, кто вешает на двери своих автомобилей наклейку Partisan-extreme будет расти.
Руслан Рахимов, специально для "Известий", Башкирия
© Републикация текстов в печатных и электронных СМИ возможна только с разрешения авторов и администрации портала. Ссылка на данный сайт обязательна!
© 2002 - 2024 НеДома.ру™ На главную Контакты Реклама на сайте |