Страница 4 - 4 из 4
Часть третья. Мистическая, завершающая. Из-за того, что Туву пролетели быстро, времени еще вагон. Постояли на Енисее, съездили на Саяно-Шушенское водохранилище. Впечатления еще те..... Видимо, чтобы увидеть красоту, надо куда-то идти на катере.. ГЭС тоже не сказать что сильно зацепила. Смотреть можно только со смотровой площадки, она далеко - запретка просто огромна. После аварии ни про какие экскурсии нет и речи. К тому же через месяц исполняется год, и полным ходом идут работы к встрече Путина, короче, мы там нафиг никому не нужны были. Поглядели, потом еще вечером приехали, и все. Стояли мы на отличной турбазе частной, "Кедр", недоезжая 20 км ГЭС, налево, к горнолыжке местной. Хозяева Алексей и Ольга. База - супер. Одно из лучших впечатлений. Хозяйка мастерки готовит, домики на 5+. В общем, кто поедет, рекомендую. Решили рвануть к мечте многих. По навигатору прикинули - 1900 км. Не мало для внепланового броска... Долго глядели в навик, советовались и решили ехать через Западный Саян - дорога наперерез, получается 1300 км. С утра стартуем. Идем весь день, дорога - неплохой грейдер. Заправок крайне мало, часто используем канистры. К вечеру выходим на М53 уже за Красноярском. Ужинаем в кафе, идем всю ночь. Дорога - атас. Не ожидал такого. Нет целых кусков, много ремонтов, техника, иногда грейдер не больше 40. К вечеру - Иркутск на горизонте. Кемпингов нет, один перед городом. Пытаемся найти его уже за городом, на М55, но нет в течение 50 км. Возвращаемся в Иркутск, идем на Листвянку. Ночуем. Он не хотел на пускать. Совсем. Слишком много проблем от спонтанного решения. Сначала поругались. Потом ночевали в машине в Листвянке. С утра идем в Иркутск, долго ищем запчасти, рынок этот... Купили запчасти, заехали в магазин. Заправляемся и идем по М55 на Улан-Удэ. В пути беру знаменитого байкальского омуля горячего копчения прямо с мангала. Едем, обжигаясь ем. Идем вдоль БАМа, встать просто негде. Или негде переехать БАМ к берегу, или вообще ничего нет. Проходим от Иркутска 320 км. Приезжаем в песчаную бухту, там огромное количество бурятских турбаз и просто машин. Время 22.00. В шоке разворачиваюсь и иду обратно. Иду всю ночь, приезжаю обратно в Листвянку, и в 6 утра понимаем, что там тоже негде встать. Листвянка - это тупик турбаз и отелей. Мда... Открываем наконец-то интернет, понимаем, что вчера надо было ехать на Чувыркуй, а не возвращаться обратно... Блин! Решаем идти на Ольхон, ближе всего. Есть дорога вдоль озера, грунт по навику. Всего 210 км. Стартуем. Очень быстро грунт худшает и превращается просто в таежную колею. В двигателе какой-то треск сильный. Мы уже идем по этой колее 10 км от ближайшей деревни. Нахожу причину шума - заклинил гидронатяжитель верхней цепи. Сильно удивился, когда нашел его запасной в ящике. Меняю. Идем дальше. Километров через 20 влетаем в яму, и у нас отрывает багажник... Б*ь! И самое главное, теряется одна стойка багажника... Канистры сливаем в бак, воду вниз, молотком вправляем водостоки, ставим на место багажник, теперь он углом лежит на доске прямо на крыше. ыыыыы.... Проходим еще километров 10. Свист откуда-то снизу превращается в визг и скрежет из заднего колеса. Так как у меня там не было "солдатиков" в барабане, вскрываю его, но там нормально. Едем. Не едем - визг и скрежет. Вскрываю ступицу и... Вот тут меня реально прошиб холодный пот. Вытаскиваю наружный подшипник - он почти не крутится, смазка похожа на землю. Снимаю ступицу - полностью высыпаются на землю ролики внутреннего подшипника. До ближайшей деревни - 40 км по тайге. Не смешно. Блин, я не знаю как кто, но я, ребята, никогда не менял подшипники. Я всегда ездил за этим в сервис. Делаем ревизию. Есть один запасной подшипник, и запасная ступица с уже запресованными подшипниками, но вываливающимися шпильками. Начинаем самое сложное - снятие отколовщейся внутренней обоймы. Греем газовым резаком. Жена греет, я долблю зубилом. Сдергиваем. Запрессовываю новую обойму, ставлю подшипник, одеваю ступицу, внешний беру с запасной ступицы, в нее тоже перепрессовываю обойму одну. Ставлю, смазываю, собираю. Чувствую себя героем! Было реально страшно. Я уже был готов идти пешком в деревню 40 км за помощью. До ближайшей деревни вперед 50 км, решаем идти очень медленно, но в конце то концов доехать до этого несчастного Байкала! Идем два часа - и мы в прибрежной деревне, и, о чудо!, есть МТС. Крутимся по берегу - встаем. Ура!!! Долгожданный отдых!!!
Сегодня идет второй день, как мы на Байкале. Это почти конец нашего путешествия, неожиданно зашедшего так далеко. На спидометре 8864 км. Сожжено 1352 литра бензина. Список поломок в пути приличен, только болгарка доставалась 4 раза. Завтра буду менять амортизаторы, пружину (кстати, вторая тоже лопнула) - а может и на этих дойдем - теперь машина не кренится . Надо проверить масло в мостах, протянуть подвеску, привязать глушитель, попытаться закрепить капот. Немного помыть машину. И стартовать домой.
Потоп!
Маршрут сложный. Очень. Я не говорю тяжелый, при должном внимании к мелочам - просто сложный. Отдельные куски нашего маршрута тянут на 4 к.с., на сколько потянет все в общем - не знаю. Касаться перегонов не буду - каждый сам пусть думает, там нет сложности, кроме усталости. А вот внедорожная часть... Самое главное - бензин. Его нужно везти с собой, и много. Интерес начинается с Акташа, поэтому от него и будем плясать. Заправки есть в самом Акташе, направление на Чулышман - есть в Улагане 2 заправки. Далее по М52 есть заправки в Кош-Агаче, в Курае тоже есть, но она такая, что я не стал бы там заправляться. У меня было с собой три канистры - 28 л и две по 10. Итого почти 130 л. До Телецкого от Акташа - 180 км. Вроде как на 360 км должно уйти около (пусть даже по 15л/100) 55 литров. У нас было 130. Я был спокоен. Назад мы заправлялись в Улагане, потому что нам бы врядли хватило до Акташа. Смысл ясен? Бензин хуже, жрет его машина больше, перевалы выедают баки, а если букс... Дальше мы заправлялись при первй же возможности. На ледники Актру, это 38 км от Курая (88 км от заправок в Акташе), у нас ушло почти 70 литров, правда литров 10 сожрал генератор. На Укок мы заправлялись в Кош-Агаче, было залито все, и еще 2 пятилитровки из под масла, взятых в магазине. Мы поехали на Джумалинские ключи, где встали базой, оттуда штурм пер.Теплый ключ, Укок и назад. Потом поехали на Карагем, и я заправлял две 10-ки в Джазаторе. В целом, Укок, на 420 км, "съел" у нас почти 170 литров (без генератора). На заправках М52 бензин приличный, однако чем дальше в лес, тем страшнее. В Джазаторе был такой бензин, что аж мурашки по телу бежали. Да и вонял он ужас как... В Тыве заправок нет. Совсем нет. После Кош-Агача мы заправились только в Чадане! Говорят, что есть заправка в Хондергее, но мы ее не нашли, может потому что ночью шли. Бензин на Алтае стоит 23-24 рубля. В Тыве - так же. Дальше в Сибирь - от 22.10 до 26.40. Причем можно заправиться за 26.40, и через 200 метров будет по 22.40. На Алтае вполне приличные магазины. Можно купить все. Продукты, воду, алкоголь, хоз.товары, вещи. Запчасти есть только в Акташе и Кош-Агаче. Кош-Агач - вообще крупный и приличный районный центр. Гостиницы есть в Аташе две (одна приличная) и три в Кош-Агаче (одна приличная). Связь есть во всех крупных населенных пунктах. У нас был МТС, но вроде цеплялся и Билайн. Мегафона точно нет. Везде есть Сбербанк. Карты Visa отлично работают, банкоматы 24 часа. С водой проблем нет вообще, если ручьи не смущают - то их тысячи. Жить можно в кемпингах или базах, не поймешь, что это тут. Стоянки есть по дороге на Чулышман, есть на Актру внизу, В Тыве нет ничего. Нет магазинов, нет связи, нет заправок. Практически нет людей. Те что есть - плохо говорят по-русски. Первый намек на цивилизацию - Чадан, это около 480 км от Кош-Агача. Для въезда в погранзону, которая начинается от Кош-Агач в любую сторону, нужны пропуска. Они заказываются в Погрануправлении ФСБ России, в филиалах Акташа или Кош-Агача. Лучше в Акташе,ул. Парковая, 32, в/ч 2080, тел. 8(388)462-35-55, 462-36-54. Я из дома отправлял по факсу и электронной почте два заявления, на себя и на жену, ребенка вписывал к себе, оправлял всего за 5 дней до выезда, но с расчетом, что пока приедем, будет число 7-8. Приняли очень вежливо, объяснили как и что, даже адрес продиктовали электронный. Мы ночевали в Акташе, ждали утро, но я так понял, что их можно забрать и ночью, так как пропуска ждали нас на КПП у дежурного. Получать быстро - расписался и ушел. Если пропуска не заказаны - плохо. Дежурный смотрит на тебя как на большой геморой, рычит, ты ждешь на улице пока он их напишет, и потом подпишет у начальника, которого может и не быть на месте. Пропуска нужны, без них невозможно попасть на Укок - 26 км от Кош-Агача стоит погранзастава со шлагбаумом, сначала проверяют доки, даже на ребенка, осматривают машину, записывают, и только тогда пропускают. В самой зоне нас проверяли еще 2 раза, и на въезде в Тыву еще раз. Машина. Машина... Самый ответственный элемент экспедиции. Совет один - готовьте ее и берите запчасти. Дороги - полная ж... Часто их нет. Главный успех - клиренс. Чем больше - тем лучше. Суваться туда на колесах в 29" не стоит. За всю поездку мы видели всего 4 (!) "нивы", и только одну из них - на бездорожье, на Актру. Причем и сейчас для нас загадка, как он туду заехал. Еще нам встречались на Укоке две Навары, они рассказывали, как договаривались с каждым камнем на дороге, а участок, который они шли 7 часов, мы прошли за 3. Клиренс - главное. Муды - крайне желательно, но можно и на АТ попытать счастья. Хотя если не ехать на Укок и не везде суваться в Тыве - то легко даже на "шоссейке". Берите запчасти по подвеске и трансмиссии. Эти "грейдеры" и бездорожье разбивает все - амортизаторы, резинки, подшипники. За время поездки нам пригодились и резинки в амы, рессоры, запасные болты и гайки. Откручивалось все - гайки рессор, торсиона, крепления генератора, радиатора. Имейте запас крепежа. Берите больше тросов. У меня был запас 45 м + 25 лебедка - много по нашим, "уральским" меркам. Здесь - это ничто. Я очень жалел оставшийся дома кусок в 25 метров, когда мне не хватало до камня всего 3-4 метра. На Тыву нужен якорь. Даже если вы не одни. Из вроде бы и незначительной лужки меня с трудом достали два уазика. Т.е. не факт, что идущая с вами вторая машина, легко вас вытянет. Мой якорь из 40 см уголков оказался не состоятельным, его сразу же выдергивало. Полный фотоотчет. Текст и фото Алексей Тулупов. Страница 4 - 4 из 4
© Републикация текстов в печатных и электронных СМИ возможна только с разрешения авторов и администрации портала. Ссылка на данный сайт обязательна!
© 2002 - 2024 НеДома.ру™ На главную Контакты Реклама на сайте |