Логин   |   Регистрация
Пароль     |    Забыли?
Запомнить
Твой гид по
горнолыжному отдыху в России!

Главная / Статьи / Затерянные земли. Автопутешествие по Западной Сибири.

Затерянные земли. Автопутешествие по Западной Сибири.


Страница 4 - 4 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец 



Часть третья. Мистическая, завершающая.


Из-за того, что Туву пролетели быстро, времени еще вагон. Постояли на Енисее, съездили на Саяно-Шушенское водохранилище. Впечатления еще те.....
   
Видимо, чтобы увидеть красоту, надо куда-то идти на катере.. ГЭС тоже не сказать что сильно зацепила. Смотреть можно только со смотровой площадки, она далеко - запретка просто огромна. После аварии ни про какие экскурсии нет и речи. К тому же через месяц исполняется год, и полным ходом идут работы к встрече Путина, короче, мы там нафиг никому не нужны были. Поглядели, потом еще вечером приехали, и все.  
 


Стояли мы на отличной турбазе частной, "Кедр", недоезжая 20 км ГЭС, налево, к горнолыжке местной. Хозяева Алексей и Ольга. База - супер. Одно из лучших впечатлений. Хозяйка мастерки готовит, домики на 5+. В общем, кто поедет, рекомендую.    

Решили рвануть к мечте многих. По навигатору прикинули - 1900 км. Не мало для внепланового броска...   
Долго глядели в навик, советовались и решили ехать через Западный Саян - дорога наперерез, получается 1300 км.
С утра стартуем. Идем весь день, дорога - неплохой грейдер. Заправок крайне мало, часто используем канистры. К вечеру выходим на М53 уже за Красноярском. Ужинаем в кафе, идем всю ночь. Дорога - атас. Не ожидал такого. Нет целых кусков, много ремонтов, техника, иногда грейдер не больше 40. К вечеру - Иркутск на горизонте. Кемпингов нет, один перед городом. Пытаемся найти его уже за городом, на М55, но нет в течение 50 км. Возвращаемся в Иркутск, идем на Листвянку. Ночуем.  

Он не хотел на пускать. Совсем. Слишком много проблем от спонтанного решения. Сначала поругались. Потом ночевали в машине в Листвянке. С утра идем в Иркутск, долго ищем запчасти, рынок этот...     
Купили запчасти, заехали в магазин. Заправляемся и идем по М55 на Улан-Удэ.  
В пути беру знаменитого байкальского омуля горячего копчения прямо с мангала. Едем, обжигаясь ем. Идем вдоль БАМа, встать просто негде. Или негде переехать БАМ к берегу, или вообще ничего нет.
Проходим от Иркутска 320 км. Приезжаем в песчаную бухту, там огромное количество бурятских турбаз и просто машин. Время 22.00. В шоке разворачиваюсь и иду обратно. Иду всю ночь, приезжаю обратно в Листвянку, и в 6 утра понимаем, что там тоже негде встать. Листвянка - это тупик турбаз и отелей. Мда... Открываем наконец-то интернет, понимаем, что вчера надо было ехать на Чувыркуй, а не возвращаться обратно... Блин! Решаем идти на Ольхон, ближе всего. Есть дорога вдоль озера, грунт по навику. Всего 210 км. Стартуем.  

Очень быстро грунт худшает и превращается просто в таежную колею. В двигателе какой-то треск сильный. Мы уже идем по этой колее 10 км от ближайшей деревни. Нахожу причину шума - заклинил гидронатяжитель верхней цепи. Сильно удивился, когда нашел его запасной в ящике. Меняю. Идем дальше.    
Километров через 20 влетаем в яму, и у нас отрывает багажник... Б*ь! И самое главное, теряется одна стойка багажника...  
Канистры сливаем в бак, воду вниз, молотком вправляем водостоки, ставим на место багажник, теперь он углом лежит на доске прямо на крыше. ыыыыы....  

Проходим еще километров 10. Свист откуда-то снизу превращается в визг и скрежет из заднего колеса. Так как у меня там не было "солдатиков" в барабане, вскрываю его, но там нормально. Едем. Не едем - визг и скрежет. Вскрываю ступицу и... Вот тут меня реально прошиб холодный пот. Вытаскиваю наружный подшипник - он почти не крутится, смазка похожа на землю. Снимаю ступицу - полностью высыпаются на землю ролики внутреннего подшипника. До ближайшей деревни - 40 км по тайге. Не смешно.    

Блин, я не знаю как кто, но я, ребята, никогда не менял подшипники. Я всегда ездил за этим в сервис.

Делаем ревизию. Есть один запасной подшипник, и запасная ступица с уже запресованными подшипниками, но вываливающимися шпильками. Начинаем самое сложное - снятие отколовщейся внутренней обоймы. Греем газовым резаком. Жена греет, я долблю зубилом. Сдергиваем. Запрессовываю новую обойму, ставлю подшипник, одеваю ступицу, внешний беру с запасной ступицы, в нее тоже перепрессовываю обойму одну. Ставлю, смазываю, собираю.  

Чувствую себя героем! Было реально страшно. Я уже был готов идти пешком в деревню 40 км за помощью. До ближайшей деревни вперед 50 км, решаем идти очень медленно, но в конце то концов доехать до этого несчастного Байкала! Идем два часа - и мы в прибрежной деревне, и, о чудо!, есть МТС. Крутимся по берегу - встаем. Ура!!! Долгожданный отдых!!!
 

Сегодня идет второй день, как мы на Байкале. Это почти конец нашего путешествия, неожиданно зашедшего так далеко. На спидометре 8864 км. Сожжено 1352 литра бензина. Список поломок в пути приличен, только болгарка доставалась 4 раза. Завтра буду менять амортизаторы, пружину (кстати, вторая тоже лопнула) - а может и на этих дойдем - теперь машина не кренится . Надо проверить масло в мостах, протянуть подвеску, привязать глушитель, попытаться закрепить капот. Немного помыть машину. И стартовать домой.  

Дом - за 5000 км. Это далеко. Даже для меня. Но это было прикольное путешествие. Мы много прошли. 9000 км. Четыре республики. Алтай, Тува, Хакасия, немного Бурятии. Кучу областей. Мы видели разных людей. Алтайцы, тувинцы, хакассы, русские. Кто-то нормальный, кто-то злой, кто-то пофигистичный. Почти все удивлялись, узнавая откуда мы. Еще больше - узнавая маршрут. Много дней без связи. На своей еде и своем электричестве (холодильник, кстати, умер). Мы много увидели. Реки, откуда хочется пить. Горы, на которые хочется смотреть. Озеро, где хочется жить. Места, где очень мало людей.    
Мы довольны.

Потоп!  
Сегодня нас затопило. Не бабушка сверху, а дедушка Байкал. Под вечер поехали в деревню купить кое-какие продукты, отлучились буквально минут на 40-50. Приезжаем - ыыыы! На море почти шторм, волна большая, колею по берегу смыло, какое то бревно лежит поперек. Мы давай ломиться прямо по прибою - страшно, жуть! Смотрим, наша палатка, на пригорке полустоит, все вещи в куче на том же пригорке. Оказывается, поднялась волна резко; наши соседи - приехавшие на выходные иркутяне - смотрят, у нас дрова поплыли, они быстрее к нам, давай все поднимать. Палатку уже подмочить успело. Блин, вот съездили за хлебушком! Ладно соседи были.. Палатку, конечно, не унесло бы, там ящик со жратвой, но все бы промокло. Пришлось перебазировать лагерь метров на 8 вперед, повыше. Палатка сейчас стоит криво, волна бъет прямо в колеса, подмывает уазик. Вчера был хариус, а сегодня нажарили омуля на углях, сидим в машине, лопаем, брызги прям в салон залетают. Романтика....    

Здесь красивые ночи.  


Техническое эссэ. Посвящается тем, кто за нами. 

Маршрут сложный. Очень. Я не говорю тяжелый, при должном внимании к мелочам - просто сложный. Отдельные куски нашего маршрута тянут на 4 к.с., на сколько потянет все в общем - не знаю.    
Касаться перегонов не буду - каждый сам пусть думает, там нет сложности, кроме усталости. А вот внедорожная часть...
Самое главное - бензин. Его нужно везти с собой, и много. Интерес начинается с Акташа, поэтому от него и будем плясать. Заправки есть в самом Акташе, направление на Чулышман - есть в Улагане 2 заправки. Далее по М52 есть заправки в Кош-Агаче, в Курае тоже есть, но она такая, что я не стал бы там заправляться. У меня было с собой три канистры - 28 л и две по 10. Итого почти 130 л. До Телецкого от Акташа - 180 км. Вроде как на 360 км должно уйти около (пусть даже по 15л/100) 55 литров. У нас было 130. Я был спокоен. Назад мы заправлялись в Улагане, потому что нам бы врядли хватило до Акташа. Смысл ясен?    

Бензин хуже, жрет его машина больше, перевалы выедают баки, а если букс... Дальше мы заправлялись при первй же возможности. На ледники Актру, это 38 км от Курая (88 км от заправок в Акташе), у нас ушло почти 70 литров, правда литров 10 сожрал генератор.    
На Укок мы заправлялись в Кош-Агаче, было залито все, и еще 2 пятилитровки из под масла, взятых в магазине. Мы поехали на Джумалинские ключи, где встали базой, оттуда штурм пер.Теплый ключ, Укок и назад. Потом поехали на Карагем, и я заправлял две 10-ки в Джазаторе. В целом, Укок, на 420 км, "съел" у нас почти 170 литров (без генератора).  

На заправках М52 бензин приличный, однако чем дальше в лес, тем страшнее. В Джазаторе был такой бензин, что аж мурашки по телу бежали. Да и вонял он ужас как...  
В Тыве заправок нет. Совсем нет. После Кош-Агача мы заправились только в Чадане! Говорят, что есть заправка в Хондергее, но мы ее не нашли, может потому что ночью шли.    
Бензин на Алтае стоит 23-24 рубля. В Тыве - так же. Дальше в Сибирь - от 22.10 до 26.40. Причем можно заправиться за 26.40, и через 200 метров будет по 22.40.

На Алтае вполне приличные магазины. Можно купить все. Продукты, воду, алкоголь, хоз.товары, вещи. Запчасти есть только в Акташе и Кош-Агаче. Кош-Агач - вообще крупный и приличный районный центр. Гостиницы есть в Аташе две (одна приличная) и три в Кош-Агаче (одна приличная). Связь есть во всех крупных населенных пунктах. У нас был МТС, но вроде цеплялся и Билайн. Мегафона точно нет. Везде есть Сбербанк. Карты Visa отлично работают, банкоматы 24 часа. С водой проблем нет вообще, если ручьи не смущают - то их тысячи.    

Жить можно в кемпингах или базах, не поймешь, что это тут.  Стоянки есть по дороге на Чулышман, есть на Актру внизу,    
В Тыве нет ничего. Нет магазинов, нет связи, нет заправок. Практически нет людей. Те что есть - плохо говорят по-русски. Первый намек на цивилизацию - Чадан, это около 480 км от Кош-Агача.  
 
Для въезда в погранзону, которая начинается от Кош-Агач в любую сторону, нужны пропуска. Они заказываются в Погрануправлении ФСБ России, в филиалах Акташа или Кош-Агача. Лучше в Акташе,ул.  Парковая, 32, в/ч 2080, тел. 8(388)462-35-55, 462-36-54. Я из дома отправлял по факсу и электронной почте два заявления, на себя и на жену, ребенка вписывал к себе, оправлял всего за 5 дней до выезда, но с расчетом, что пока приедем, будет число 7-8. Приняли очень вежливо, объяснили как и что, даже адрес продиктовали электронный. Мы ночевали в Акташе, ждали утро, но я так понял, что их можно забрать и ночью, так как пропуска ждали нас на КПП у дежурного. Получать быстро - расписался и ушел. Если пропуска не заказаны - плохо. Дежурный смотрит на тебя как на большой геморой, рычит, ты ждешь на улице пока он их напишет, и потом подпишет у начальника, которого может и не быть на месте. Пропуска нужны, без них невозможно попасть на Укок - 26 км от Кош-Агача стоит погранзастава со шлагбаумом, сначала проверяют доки, даже на ребенка, осматривают машину, записывают, и только тогда пропускают. В самой зоне нас проверяли еще 2 раза, и на въезде в Тыву еще раз.    

Машина. Машина... Самый ответственный элемент экспедиции. Совет один - готовьте ее и берите запчасти. Дороги - полная ж... Часто их нет. Главный успех - клиренс. Чем больше - тем лучше. Суваться туда на колесах в 29" не стоит. За всю поездку мы видели всего 4 (!)  "нивы", и только одну из них - на бездорожье, на Актру. Причем и сейчас для нас загадка, как он туду заехал. Еще нам встречались на Укоке две Навары, они рассказывали, как договаривались с каждым камнем на дороге, а участок, который они шли 7 часов, мы прошли за 3. Клиренс - главное. Муды - крайне желательно, но можно и на АТ попытать счастья. Хотя если не ехать на Укок и не везде суваться в Тыве - то легко даже на "шоссейке". Берите запчасти по подвеске и трансмиссии. Эти "грейдеры" и бездорожье разбивает все - амортизаторы, резинки, подшипники. За время поездки нам пригодились и резинки в амы, рессоры, запасные болты и гайки. Откручивалось все - гайки рессор, торсиона, крепления генератора, радиатора. Имейте запас крепежа.    
Берите больше тросов. У меня был запас 45 м + 25 лебедка - много по нашим, "уральским" меркам. Здесь - это ничто. Я очень жалел оставшийся дома кусок в 25 метров, когда мне не хватало до камня всего 3-4 метра. На Тыву нужен якорь. Даже если вы не одни. Из вроде бы и незначительной лужки меня с трудом достали два уазика. Т.е. не факт, что идущая с вами вторая машина, легко вас вытянет. Мой якорь из 40 см уголков оказался не состоятельным, его сразу же выдергивало.


Полный фотоотчет.  

Текст и фото Алексей Тулупов.



Страница 4 - 4 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец 




Нравится статья?   
Рассказать друзьям:
   

© Републикация текстов в печатных и электронных СМИ возможна только с разрешения авторов и администрации портала. Ссылка на данный сайт обязательна!


  [+] Добавить отзыв

Показать все отзывы (7)

18.02.2013 18:55:07,  
  Kot-obormot
Потрясающе!!! Я получила массу эмоций от рассказа...Переживала вместе с вами пока читала!    Вы конечно счастливчики,наверно оберегает вашу семью не один ангел хранитель! было так много моментов жутких...все сжималось внутри!!!
На Алтае  экстрим - подъемы и спуски с гор 90 градусов почти, обрывы, скалы, бездорожье, напряжение, но когда преодолеешь все и посмотришь ради чего рисковал, приходят  чувства  умиротворения и наслаждения...Виды открываются такие , что даже я пережив с вами тревожные моменты   в итоге смотря на фото прослезилась от такой ослепительной красоты и радости за вас!) А вот дальше начался действительно ужас,  не даром говорят - "бойтесь своих желаний - они имеют свойство сбываться" ...Место о котором мечтали много лет....без людей...без связи...машина застряла, рядом жена и маленький ребенок, от страха за них тревога возрастает в несколько раз...потом эти дикари, которые беспробудно бухают и черт его знает что у них в голове..Кошмар просто! Я сама их боюсь очень сильно, про них такие вещи на Алтае рассказывают, что волосы дыбом встают!..эта вечно ломающаяся машина в самых неподходящих местах...по вашему рассказу можно не плохое кино снять - "Пройти маршрут любой ценой")! В общем я в восторге ! Сама люблю путешествовать, только вчера вернулась с Алтая кстати и в следующий раз обязательно посещу некоторые места с вашего маршрута! Спасибо!

23.01.2013 15:01:00,  
  Гость
Спасибо, статья отличная, написана просто и очень живо. Как будто сам там побывал, порой даже у меня возрастало напряжение как при просмотре триллера или фильма ужасов)))

16.12.2010 14:48:51,    yanval.ru
Со скал высотой в 2500-3000 метров?
Вы случайно не ошиблись на порядок-другой? Очень суровая цифра для скал.

27.10.2010 23:49:12,  
  
Классно написано, как будто сам съездил

01.10.2010 11:20:57,  
  Гость
супер

 Регистрация

Введите символы, изображенные на картинке:




НеДома.ру - сервис гарантированного бронирования
отелей и апартаментов на горных курортах России
2153 предложения, 15487 фотографий, 11538 отзывов
+78(800)555-37-45
поможем забронировать, проконсультируем

Помощь:
Информация для отдыха:
Горнолыжные курорты России
 Вебкамеры
Состояние склонов
Поиск попутчика
 
 Карта горнолыжных курортов
Бронирование жилья
Подпишитесь на новости:

  © 2002 - 2024 НеДома.ру™  На главную  Контакты  Реклама на сайте