Главная / Статьи / Горнолыжные курорты Армхи и Цори - взгляд на загадочную Ингушетию
Горнолыжные курорты Армхи и Цори - взгляд на загадочную Ингушетию
До горнолыжного сезона остались считанные недели: отправятся ли русские лыжники осваивать новые курорты Ингушетии?
Напомним, что в осенью 2010 г. правительством РФ было принято Постановление о строительстве туристического кластера на Северном Кавказе. В конце 2011 года в него вошли курорты Ингушетии - «Армхи» и «Цори», располагающиеся в Джейрахском и Сунженском районах республики, на хребтах Цорейлам и Скалистый. За полгода не поутихли споры об успешности данного проекта. Это обусловлено, во-первых, негативным имиджем этой области, а во-вторых, необходимыми инвестициями, размер которых, по предварительным оценкам, составляет 100, 722 млр. рублей. Из них 29,6 млрд. руб. инвестируется в «Армхи» и оставшиеся 71, 106 — в «Цори».
Курорты строятся на условиях частно-государственного партнертсва. Государство инвестирует 60 миллиардов рублей, все же остальные средства планируется привлечь от частных партнеров. Главным инвестором проекта стала «Группа Акрополь», во главе с Ахмедом Паланкоевым. Инвестор отвечает за внутреннюю инфраструктуру — это гостиницы, подъемники, трассы, а государство - за внешние коммуникации. По предварительным, опять же, оценкам, полностью курорты будет полностью построены к 2025 году.
Здесь стоит отметить, что власти Ингушетии, в лице главы республики Юнус-Бека Евкурова, сильно заинтересованы в развитии своих районов. Интерес главы предельно ясен — деньги, которые появятся у республики за счет развития туризма. Когда летом 2011 года Юнус-Бек Евкуров, находясь на крупном экономическом форуме, увидел презентацию кластера на Северном Кавказе, он был крайне озадачен тем, что его республика, со всеми необходимыми для горных лыж условиями, в него не вошла. После этого все его силы были брошены на переговоры с российским правительством, подготовку проекта «Армхи» и «Цори» и поиски ключевых инвесторов.
Сейчас Юнус-Бек Евкуров строит планы по тому, чтобы закончить основные этапы строительства уже через 2-3 года, причем преимущественно за счет частных инвестиций. Глава республики думает о том, как с минимальным количеством государственных вливаний, построить дороги и снабдить курорты необходимыми источниками энергии, при этом, что важно, минимально затронув природу республики. В планах: подземные электропровода, гидростанции, отопление домиков для туристов не при помощи газа - в этом случае понадобился бы газопровод - а той электроэнергии, которая днем будет идти на оснащение горно-лыжных трасс.
Благодаря вовлеченности в вопрос строительства властей республики и ключевого инвестора, уже в декабре 2012 г. к себе будет готов принимать гостей «Армхи». Еще летом здесь начали делать первую 1200-метровую трассу и готовить подъемник - подвесную канатную дорогу с 4-х местными сиденьями «Doppelmayr».
Подготовка первой трассы "Армхи". Сентябрь 2012 г.
В будущем, здесь будет 4 трассы общей протяженностью 11 км и 4 подъемника. Сам «Армхи» находится на северном и южном склонах хребта “Скалистый”, максимальная его высота почти 3 км. Перепад высот на данный момент составляет 300 метров, к окончанию строительства эта отметка достигнет 1,5 км. Средний уклон трасс от 13 до 18 градусов.
Но «Армхи» - это не основной курорт, он создается для привлечения первых потоков туристов, которые, в свою очередь, должны развить интерес у инвесторов. Более масштабным, и даже в какой-то степени фантастичным, кажется проект горнолыжного комплекса «Цори». Примерно через 10 лет он не должен уступать по уровню оснащенности и разнообразию предоставляемых услуг зарубежным конкурентам – курортам Италии, Австрии и Швейцарии. 57, 4 километра трасс, 12 подъемников, лыжно-биатлонный комплекс со стрельбищем и стадионом, экстрим-парк, ледовый дворец – все это, и не только, поражает своим оптимизмом.
Также, между этими курортными зонами на высоте 1700 метров будет построена площадка для гольфа площадью 18 га.
Планируется расширение существующих аэропортов, переоборудование и расширение автовокзалов. Расстояние между курортами составляет 45 километров, из которых 10 км — это асфальтированная дорога, 20 — гравийная и 15 еще предстоит достроить.
Будут ли туристы?
Пока курорты не построены, вопрос сложный. Если сравнивать со стоимостью, то перелет на австрийские курорты обойдется примерно в те же суммы. Про проживание, питание и ски-пасс в Ингушетии пока не совсем ясно. По словам Евкурова, ски-пасс можно сделать дешевым за счет использования электроэнергии с гидростанций, но станции еще не построены. Если говорить конкретно об «Армхи» в ближайшее время, то это не фешенебельный курорт и здесь, понятно, не будет большого разнообразия предоставляемых услуг, но и, соответственно - заоблачных цен. При этом, все необходимое для катания и отдыха после к началу сезона власти республики обещали обеспечить.
Особенностью Ингушетии является то, что она более самобытна, чем Европа. Здесь не будет, первое время точно, толп туристов и очередей на ски-пасс. Ко всему, в сравнение с курортами-европейцами приятной неожиданностью будут: неизведанность, местный колорит, тишина, нетронутая природа. В общем, каждый сам для себя выбирает вид отдыха и критерии к нему.
Ингушетия считается по праву самой перспективной туристическо-рекреационной зоной, так как помимо идеальных условий для горнолыжного спорта, она имеет на своей территории около двух тысяч исторических памятников. Кроме того, технологическое оснащение, которое будет обеспечено к концу строительства, должно ни в чем не уступать современным европейским курортам. «Армхи» и «Цори» будут способны принять до 28 тысяч человек в день. За счет круглогодичной работы, срок окупаемости проекта, по мнению его разработчиков, должен составить 15 лет.
Наболевший вопрос сервиса.
У большинства сформировалось вполне обоснованное мнение, что отдыхать на русском юге себе дороже еще и с точки зрения уровня сервиса. Об этом можно написать целый трактат. О клиентоориентированности в России, а точнее об ее дефиците при уровне цен близкому к Европе, ходят легенды. Если говорить об Ингушетии, то здесь ситуация немного другая. Все-таки Ингушетия не совсем Россия, и в ней живет другой народ, со своим менталитетом и культурой. Например, у местных есть обычай, по которому человек, пришедший в гости, должен быть напоен, накормлен, уложен спать, и 3 дня ему никто не должен задавать вопросы о том, откуда он и зачем приехал. В целом, по словам людей, которые там недавно побывали, местное население очень гостеприимно и радушно встречает туристов.
Местный фермер с лошадью, выведенной специально для конного спорта.
Специальной же подготовкой персонала будет заниматься строительная компания — это Курорты Северного Кавказа. Это в перспективе, когда будут строиться гостиницы. Но в селе Армхи уже сейчас открыли туристическое отделение, на которое набрали 14 человек. А комитет по туризму отправил в столичную Академию 12 человек и планирует довести эту цифру до 50. То есть местные, как и в плане строительства, стараются все решить быстрее и не ждать помощи «сверху».
Причем тут цены – здоровье дороже!
Но что говорить о такой тонкой структуре, как клиентоориентированный сервис, если Северный Кавказ для россиянина – это, в первую очередь, боевики, взрывы, убийства и грабеж.
Лишь та небольшая часть туристов, которая побывала на строящихся курортах в Ингушетии, желая увидеть все своими глазами, вместо того чтобы поверить на слово, смогла открыть для себя непередаваемую, нетронутую человеческой рукой красоту и первобытную дикость здешних мест. Примерно такими словами описал свои впечатления от своей поездки в сентябре 2012 г. Алексей Кислов, райдер и член творческого объединения PerekatyPole. Он пишет, что хочет вернуться туда и не раз. Что население очень дружелюбно принимает гостей, а люди в военной форме были только на границе. В общем и целом – покой и умиротворение.
Один из многих башенных комплексов, сохранившихся на территории республики.
Конечно, составлять какое-то определенное мнение на основе единичных заметок о путешествиях в Ингушетию, достаточно сложно. Так же, как и сделать это, опираясь на сводки новостей. По факту, с безопасностью в Джейрахском районе дела обстоят так: в 2009 году, по распоряжению Юнус-Бека Евкурова, там была расширена погранзона и для того, чтобы туда попасть, необходимо разрешение, которое можно получить в Магасе. Глава республики признает, что это не совсем удобно. Но эти действия реально помогли обезопасить район от терроризма и наркотрафика. С начала 2011 года в Джейхаре произошло 3 правонарушения. В конце июля, правда, на севере района было зарегистрировано нападение на военных, из-за которого на 2 недели был введет контр-террористический режим. Но это единичный случай. Сегодня Джейрах — это место для проведения молодежных и инвестиционных форумов и излюбленное место блогеров, которые проводят там слеты.
Хотелось бы, чтобы задуманный проект реализовался, и достояния страны стали доступны каждому, а не только тому, кто не боится рисковать. Ясно однозначно, что для Ингушетии – это отличная возможность снять с себя криминальное бремя и повысить уровень жизни населения, за счет притока инвестиций и вливания их в налаживание существующих систем.
Автор же не написал: "Приезжайте, все абсолютно безопасно". Определенный риск все же существует, но он не такой сильный, как транслируется в новостях. Сейчас власти республики стараются сделать въезд в район безопасным и удобным. И в этом есть неподдельная заинтересованность, так как случись чего - все вложенные средства лопнут, как мыльный пузырь.