Планы по развитию горнолыжной инфраструктуры на Северном Кавказе грандиозны. Но насколько они осуществимы? Куда уже в ближайшее время мы отправимся за новыми впечатлениями, а где покататься можно будет еще очень не скоро? - представляем актуальную информацию по строящимся курортам региона.
Мы уже писали о масштабном проекте строительства горнолыжных комплексов на Северном Кавказе. Речь шла о восьми горнолыжных курортах, которые в общей сложности должны предоставить катающимся 1 тыс. км трасс, 250 подъемников, жилье на 167 тыс. мест.
Проект всесезонных рекреационно-туристких комплексов Северного Кавказа
Источник: investkavkaz.ru
Проект, реализуемый АО «Курорты Северного Кавказа», не лишен здравого смысла - в настоящее время почва для развития горнолыжных курортов в регионе как никогда благоприятна. Европейские горнолыжки отталкивают своей дороговизной, в то время как популярность поездок по неизведанным уголкам нашей родины набирает обороты. Северный Кавказ становится все более спокойным в криминогенном плане, воспитывается новое поколение кавказской молодежи.
Казалось бы, все эти факторы должны мгновенно притянуть инвесторов, они должны “рвать и метать”, чтобы заработать миллионы на новых отечественных “куршавелях”. На деле же оказалось совсем не так: большая часть проектов по региону была приостановлена, сроки сместились и уверенность в осуществимости плана пошатнулась.
Утопичен ли был первоначальный план или трудности возникли в ходе его реализации?
Вероятно, и то и другое сыграло свою роль.
Еще в 2011 году Ахмед Билалов, бывший председатель совета директоров АО «Курорты Северного Кавказа», запросил 60 млрд из федерального бюджета, рассчитывая на то, что первичные шаги по реализации проекта привлекут еще 600 млрд частных инвестиций. По словам Александра Хлопонина, полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе, «после этого проектом можно было не заниматься» (по мат. РБК). Никто не собирался вкладывать такие бешеные деньги в Кавказ.
Чтобы объективно проанализировать проект были привлечены французские эксперты из Compagnie des Alpes с опытом управления такими европейскими курортами, как Мерибель, Шамони и Лез-Арк, а также отечественным Роза Хутор. Объекты Мамисон и Лагонаки они оценили как самые перспективные, но их удаленность от инфраструктуры потребовала бы больших инвестиций. Ряд проблем, в том числе земельных, возник и по другим курортам.
В результате, проект был разбит на два этапа: на первом было запланировано развитие более перспективных курортов - Архыз, Эльбрус и Ведучи, на втором - эксплуатация уже созданных, а также последовательное строительство других горнолыжных комплексов (Мамисон, Армхи и Цори, Матлас). Строительство Лагонаки было отложено на более позднее время.
Курорты Архыз и Эльбрус сейчас представлены как ключевые, что отчасти решило вопрос их финансирования. Если раньше из федерального бюджета регионам направлялись субсидии, то сейчас средства выделяются на отдельные, так называемые “якорные”, проекты целевым образом, даже в условиях общего сокращения расходов бюджета. С 2017 по 2025 год на эти два “якорных” проекта заложено 42 млрд рублей, ну а остальным курортам пока что остается надеяться только на частные инвестиции.
Что конкретно запланировано и уже сделано по каждому из курортов?
Архыз (Карачаево-Черкессия)
>Канатная дорога на ВТРК «Архыз»
Фото: nedoma.ru
Новый проект всесезонного комплекса Архыз (160 трасс, 58 подъемников, 18 тыс мест размещения) планируется завершить к 2025 году, тем самым приблизив курорт к эталону международного уровня. Это единственный горнолыжный комплекс, где строительство ведется полным ходом. На его территории уже появлись две горнолыжные деревни, работают 8 современных трасс и 3 подъемника, постепенно строятся новые объекты инфраструктуры. Актуальную информацию по развитию курорта, а также отзывы гостей читайте в нашем отчете «Будущее и настоящее нового горнолыжного курорта Архыз».
Эльбрус (Кабардино-Балкария)
Новая канатка гондольного типа между Станцией Мир и Станцией Гара-Баши в Приэльбрусье
Фото: prielbrusie-ski.ru
В настоящее время в Приэльбрусье существует две зоны катания: Эльбрус-Азау и Чегет. В прошедшем сезоне было завершено строительство третьей очереди канатной дороги Станция Мир - Станция Гара-Баши до отметки 3847 метров. Кроме того, были усовершенствованы уже существующие зоны катания, произведен демонтаж старых сооружений и конструкций, созданы дренажные каналы на склонах, расширены действующие трассы. Новый горнолыжный комплекс Эльбрус-Безенги будет располагаться между селами Верхний Чегет и Безенги и должен охватить 200 км трасс и 30 канатных дорог, строительство планируется завершить к 2025 году, но оно еще только намечается.
Ведучи (Чечня)
Проект горнолыжных трасс нового курорта Ведучи
Фото: rbc.ru
Ведучи - следующий на очереди курорт, уже до конца 2017 года он должен быть готов к приему туристов. В текущем, немного отличном от первоначального, проекте заложено строительство 15 горнолыжных трасс протяженностью 15,5 км, 8 подъемников, гостиничной и прочей инфраструктуры. В 2014 году ООО «Ведучи» получило статус резидента особой экономической зоны, был утвержден план обустройства и материально-технического оснащения. Уже ведется долгосрочное строительство магистрали Грозный - Шатой - Ведучи.
Мамисон (Северная Осетия-Алания)
Схема запланированных горнолыжных трасс курорта Мамисон
Источник: ski.ru
В Мамисон изначально было запланировано строительство 220 км трасс, 54 подъемников с пропускной способностью 30 тыс туристов в день. Проект планировки территории курорта был разработан и утвержден в 2014 году, и на этом пока что все остановилось. Одной из причин тому явилось нашумевшее
Армхи и Цори (Ингушетия)
Трасса в работающем горнолыжном комплексе Армхи
Фото: ingkurort.ru
Совсем небольшой горнолыжный комплекс Армхи появился в 2013 году. На данный момент здесь работают два подъемника - кресельный и бугельный, имеются трассы общей протяженностью 1400 м и перепадом высот 250 м. В будущем планируется увеличение протяженности трасс до 20 км, строительство 12 канатных дорог, а также инфраструктуры, способной разместить 3500 человек одновременно. О реальных сроках реализации проекта пока что сообщено не было.
Матлас (Дагестан)
Дизайн-проект нового курорта Матлас
Фото: riadagestan.ru
Согласно первоначальному проекту курорта, Матлас сможет похвастаться трассами протяженностью 110 км, 19 подъемниками с пропускной способностью 18 тыс. человек в день. Наивысшая точка горнолыжки должна составить 5643 м. В 2014 году по данному объекту остро встал земельный вопрос - начались протесты жителей соседних с будущим курортом аулов. Он не был окончательно закрыт, в августе 2014 года уже был заложен первый камень под строительство. Однако, стоит отметить, что из всех регионов Северного Кавказа Дагестан является наиболее неспокойным, согласно
Лагонаки (Адыгея)
Бугельный подъемник на курорте Лагонаки
Фото: eduvkrasnodar.ru
Курорт уже очень популярен у жителей ближайших окрестностей, несмотря на то, что здесь имеются лишь небольшие спуски, работают только бугельные подъемники. В 2014 году на инфраструктуру региона было потрачено 2 млрд рублей, но частных денег вложено не было. В 2016 году должен быть получен ответ по проблеме земельного характера - сейчас большая часть Лагонакского нагорья входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Со стороны Краснодарского края строится новая трасса, которая позволит подъезжать непосредственно до горнолыжного склона, расстояние от Краснодара составит 175-180 км. Однако, как уже было указано, реализация проекта Лагонаки отложена на более поздние сроки.
Если вы уже планируете свой отдых в следующем сезоне, то, безусловно, из всех горнолыжек Северного Кавказа Архыз и Эльбрус достойны внимания, и их непременно стоит посетить. Будем надеяться, что остальные курорты Северного Кавказа не останутся героями некоего научно-фантастического романа, и оценить их по достоинству мы сможем уже в ближайшие 10-15 лет.
Автор Надежда Шипова специально для Недома.ру
© Републикация текстов в печатных и электронных СМИ возможна только с разрешения авторов и администрации портала. Ссылка на данный сайт обязательна!
© 2002 - 2024 НеДома.ру™ На главную Контакты Реклама на сайте |