Главная / Статьи / Байк-парки в России — мечта или реальность?
Байк-парки в России — мечта или реальность?
Катание в байк-парке — особое удовольствие. Правда, для России пока мало известное. Зато зарубежом хорошо освоенное.
Только на территории Франции, которая, как известно, по площади не больше Башкирии, более 60 велопарков! Они представляют собой серьезно оборудованные места для катания на различных типах велосипедов. В живописной местности построены трассы разного уровня сложности — для скоростного спуска, фрирайда, кросс-кантри, ВМХ, трейла. Также есть треки не только для любителей экстрима, но и для массовых приятных покатушек на природе. У нас этот вид организации активного отдыха пока только начинают осваивать: отдельные трассы работают в летнее время на базе горнолыжных курортов.
Фото: Анна Туева
Как правило, для проведения крупных соревнований по велодисциплинам используются горнолыжные центры. На базе их инфраструктуры специально к событиям готовятся трассы для райдеров. Правда, накануне, ни самим спортсменам, ни любителям даунхилла, триала и других стилей, тренироваться практически негде. Специально байк-парков в России никто не строит, и те возможности, какие имеются для катания на велосипеде с горы или по пересеченной местности, обычно есть результат подготовки к спортивным соревнованиям (чемпионатам области, кубкам и т. д.), Так, например, возникла трасса для даунхилла на горе Соболиной, горе Белой, на Банном и т. д. В некоторых случаях велопарки — плод усилий отдельных энтузиастов.
В большинстве случаев райдерам предлагаются минидаунхильные трассы при ГЛЦ. Перепад высот небольшой — около 140–200 метров. Средняя протяженность от 2500 до 5000 метров. Классический пример — 5-километровая трасса для даунхилла, кросс-кантри, дертов и кресельный подъемник в Белокурихе.
Отличными возможностями для развития велоэкстрима обладают курорты Кавказа. Когда здесь проводились соревнования по ДХ, туристы массово приезжали катать по горным тропам. Строительство профессионального байк-парка идет в Красной поляне на курорте «Горная Карусель»: треки любого уровня сложности должны привлечь и новичков, и профессионалов маунтинбайка.
Фото: www.privetsochi.ru
Постройка дертов на Красной поляне. Фото: 360SCA
На Урале самым известным приютом для райдеров является ГЛК «Металлург-Магнитогорск» на Банном. Здесь в 2010 году проводился чемпионат России по маунтинбайку, в 2011 — Кубок России по этой же дисциплине. За 500 рублей можно подняться 7 раз (цены лета 2011 года). Правда, в прокате можно взять только кросс-кантрийные велосипеды по цене от 600 руб. в сутки — для катания по вдоль озера. На Горе Белой в Свердловской области к чемпионату России по маунтинбайку построены трассы для даунхилла, но кресельный подъемник в отличие от Банного работает летом только по пятницам, а в прокате можно взять только велосипеды типа «турист».
Фото: Константин Варганов
Что касается проката, то это довольно больная тема для российских ГЛЦ. Даже при наличии специальных трасс для велоэкстрима, заполучить железного коня необходимого уровня практически нигде невозможно. Это обусловлено высокой ценой хорошей велотехники, а также высоким риском ее поломки. (Средняя ценовая планка для даунхильного велосипеда — 50–100 тыс. руб.). Прокат хорошего велика недешев. Например, на Карпатах в байк-парке «Буковель» открыли собственный прокат: в зависимости от уровня горного велосипеда, его аренда в день колеблется от 400 до 4000 рублей.
Отчего же так мало байк-парков в России? Понятно, что рассчитывать на строительство велопарков по инициативе власти и за счет бюджетных средств утопично. Как самостоятельный коммерческий проект байк-парк в наших условиях малопривлекателен для инвесторов. Аренда земли (десятки, а лучше сотни гектаров), проектирование и строительство трасс, установка и содержание подъемников, последующее поддержание треков в состоянии, соответствующем требованиям безопасности, оплата работы персонала и т. д. — все это должно окупиться впоследствии за счет недешевых ски-пассов. День катания в зарубежном байк-парке обходится райдеру в сумму от 10 евро. В самом крутом байк-парке «Уистлер», построенном в Канаде, где райдера ожидает 30 км подготовленных трасс, один день пользования подъемниками составляет 50 долларов. А абонемент на весь сезон обойдется в сумму около 500 долларов.
Если рассматривать создание байк-парков как сезонную альтернативу горнолыжному бизнесу, то перспектива круглогодичной работы развлекательных комплексов выглядит очень даже заманчиво. Однако и в этом случае не обойтись без привлечения к строительству и развитию парка активной велообщественности.
Именно такой общественно-коммерческий проект планируется реализовать на горнолыжном курорте «Красное озеро» под Питером: силами райдеров построить трассы для велодисциплин, открыть прокат, организовать палаточный городок и т. д.
Правда, как показала практика новосибирских маунтинбайкеров, которые по договоренности к руководством ГЛК «Корел-Иня» начали строить байк-парк на склоне Ключ-Камышенского плато, воля добробольцев и аппетиты коммерсантов могут очень быстро прийти к разногласию. После того, как ребята построили трассы, руководство ГЛК затребовало с них непомерную плату за подъемники, в результате чего райдеры решили перенести байк-парк на независимую территорию.
В Новокузнецке байкеры, оглядываясь на опыт алтайцев, пытаются построить парк собственными силами на курорте «Соколиная гора». «Если ты не богат-приходи, поможешь руками, если есть деньги или техника, пиломатериалы и инструменты, то всё это кстати! Так общими усилиями наверняка построим». При этом с желающих попасть в велосипедный рай предполагается взимать плату в 500 рублей в день. Возникает резонный вопрос: сам строил, так еще и платить должен?
В Братске ребята пытаются заинтересовать в реализации проекта местную администрацию, но пока воз и ныне там. А вот практика инициативных велогрупп в бывших советских республиках показывает, что при наличии хороших организаторских способностей и желания, на реализацию проектов можно привлечь добровольцев и волонтеров. Ребятам из Днепропетровска удалось привлечь и спонсоров и технику, и построить неплохой парк для байкер-кросса: велосипедистам удалось договориться с администрацией города и собрать в защиту парка более полутысячи подписей. В Алматы инициативной велогруппе удалось получить 8 га под строительство парка своими силами.
Понятно, что бесплатным парк может быть лишь при условии слаженной работы волонтеров и при отсутствии подъемников.
Но все это пока смотрится несерьезно по сравнению с опытом зарубежных коллег. В США добровольцам за год удалось построить вполне приличное место для велозанятий, при этом они смогли собрать на реализацию затеи из фондов и от частных лиц более 500 000 долларов. Регулируют работу парка волонтеры.
Самым крутым байк-парком в мире считается канадский Уистлер. Его создатели консультируют и разрабатывают проекты комплексных байк-парков в европейских странах, которые проявили интерес к этому направлению. А таковых с каждым годом становится все больше. Французский курорт «Тинь» летом 2011 года предлагает райдерам бесплатные подъемники в байк-парке.
Фото: Дмитрий Соколовский
В наших реалиях велоспорт пока только набирает популярность. Когда фестивали, контесты, праздники экстремального велоспорта будут массово собирать как участников, так и болельщиков, организация этого вида отдыха привлечет внимание дальновидных предпринимателей. С другой стороны, именно от активности и организованности самой велообщественности зависит, насколько скоро будут реализовываться идеи по созданию специальных мест для катания и какими они будут. Если фрирайд- и даунхилл-трассы невозможны без серьезных коммерческих вливаний, то вот парки для кросс-кантри и байкер-кросса вполне могут быть освоены волонтерами и иметь свободный доступ. Остается только захотеть?