Шерегеш - курортная надежда и опора Кузбасса. Если посмотреть федеральную ленту новостей, то курортный посёлок будет встречаться там не реже криминальных сводок. В ближайшие 10-15 лет курорт должен преобразиться. Это потребует 10 млрд рублей инвестиций. А основой для перестройки станет мастер-план, разработанный канадскими архитекторами.
Шерегеш имеет все шансы стать самым успешным в России примером превращения моногорода в курортный центр, приносящий прибыль бизнесу и налоги государству. Сибдепо собрал воедино все планы, перспективы и проблемы Шерегеша, чтобы прояснить будущее курортной индустрии юга Кузбасса.
Что такое Шерегеш сейчас?
Сам посёлок состоит из типовых пятиэтажек из кирпича, есть панельная высотка, башня копёра от старого рудника, несколько продуктовых супермаркетов, завалившиеся заброшенные частные дома в «старом Шерегеше».
По данным, которые предоставила Сибдепо пресс-служба областной администрации, сегодня на курорте действуют 24 горнолыжные трассы, 18 подъемников на секторах «А» и «Е» на горе Зеленая, которые вмещают 9980 катающихся одновременно.
Помимо коренных жителей в поселке прописались приезжие из городов. Эта публика состоит из трёх категорий. Первые - это вчерашние или сегодняшние студенты, которых не прельщает карьерная гонка на офисных креслах. Они работают инструкторами, барменами и шейперами.
Вторые - настоящие дауншифтеры. Например, Евгений С. продал квартиру в Новосибирске, уволился с работы и вместе с женой, детьми и тёщей поселился в каркасном доме из дерева и пенопласта. Свои 12 соток он почти полностью застроил, вскоре на соседнем участке начнёт строительство его брат, который также планирует сбежать из города.
Третьи не стояли ни на горных лыжах, ни на сноуборде и в Шерегеше видят не курорт, ставший домом, а место, где можно заработать. Это, обыкновенно, мужчины, которые знают, что строители всегда в цене. И на хлеб зарабатывают как раз этим.
На курорте заправляют москвичи, новосибирцы, томичи и бизнесмены из Кузбасса. Им принадлежат подъемники, гостиницы и всё, что приносит основной доход с туристов.
Специалисты критикуют Шерегеш за то, что гостиницы построены хаотично и прямо на склонах горы Зеленая. А их можно было бы отдать катающимся. Что парковок не хватает катастрофически, а «на горе» нет стабильного водоснабжения.
Однако у областных властей есть ответ на эти вызовы. В 2014 году после конкурса компания «Денеба Групп» взялась за разработку мастер-плана развития курорта. Годом позже администрация области работу приняла.
Проблемы Шерегеша
Несмотря на закрепившийся статус курортного, Шерегеш остаётся моногородом. И пока далеко не всё население посёлка занято на курортном комплексе. Два года подряд в Шерегеш приезжает миллионный турист. Получает подарок, и на курорте гремит закрытие сезона. И всё равно специалисты и бизнесмены сходятся во мнении, что пропускную способность курорта нужно повышать. Однако для этого нужно решить целый ворох больших и маленьких проблем.
Туристам трудности создают и тесные парковки, за которые приходится ещё и платить снующим меж рядов ушлым мужчинам в потёртых горнолыжных куртках, и нехватка номерного фонда в высокий сезон, и сложный участок дороги неподалёку от Каза.
Вопрос с дорогой решается областными властями. В августе 2016 года дорогу должны сдать. Трасса протяжённостью 14,5 километров обошлась бюджету более, чем в два миллиарда рублей. Двухполосная дорога с дополнительными полосами на спусках и подъёмах избавит посёлок от транзитного транспорта, а туристов от тряски.
Помирить многочисленных собственников, работающих на склонах - задача куда менее тривиальная. Однако заместитель губернатора Дмитрий Исламов, отвечая на запрос Сибдепо, заявил о том, что крупнейшие собственники уже приняли мастер-план. Боле того, они уже перешли к реализации отдельных его пунктов. Речь идёт о ПАО «КТК», ХК «Кем-Ойл», «ОК «Сибшахтострой». Поддержал план развития и Игорь Прокудин. Владелец подъёмника «Каскад» готов вложить 1 млрд рублей в развитие курорта в обмен на гарантии сохранения земли под подъёмниками в собственности.
Долгие годы курорт развивался стихийно. Это особенно заметно на секторе «А». Стартовые площадки подъёмников находятся довольно высоко по склону. Получается, что гостиницы забирают у катающихся часть склона - трассы можно было бы продлить до нижней точки. Кстати, ранее в беседе с «Интерфаксом» Игорь Прокудин высказывался за запрет на строительство мелких гостиниц и кафе на выкатах трасс. А те, что имеются, по его мнению, нужно перенести в другое место (ниже). Владелец «Каскада» даже выражал готовность возместить владельцам мелкого бизнеса расходы на переезд.
Канадцы в Шерегеше
Сектор «Б»
После того, как «Денеба групп» получила право разработать план по развитию курорта, к делу привлекли канадскую компанию «Экосайн». В их активе есть реализованные проекты крупных горнолыжных курортов Европе, Америке и Китае.
Канадцы взялись за самый лакомый кусок - склоны Мустага. Эта гора выше Зеленой и площадь пригодных для катания склонов на ней значительно больше.
Сейчас на южном склоне 1570-метрового Мустага есть лишь одна трасса - «Доллар».
Проектом предусмотрено, что разработка склонов этой горы начнётся в 2017 году. Развитие сектора «Б» потребует не менее 5 млрд рублей инвестиций. В результате на склонах Мустага появятся минимум восемь подъёмников, поле для гольфа и бизнес-центр. Более 120 га будет отведено под застройку объектов туризма и спорта. Появятся несколько отелей с пятью звёздами.
После ввода в эксплуатацию всех объектов, предусмотренных планом, пропускная способность курорта вырастет в два раза - до 38 336 человек в час, а на склонах суммарно смогут находиться сразу 19 260 катающихся.
Реализация положений мастер-плана займёт 10-15 лет и потребует инвестиций в размере 10 млрд рублей.
Кроме денег для того, чтобы преобразить курорт, потребуется внести изменения в градостроительную документацию. К формированию земельных участков, которые будут передаваться в частные руки, власти уже приступили. Передача участков для строительства объектов рекреации начнётся уже в 2017 году.
Сектор «А»
Для того, чтобы упростить логистику на секторе «А», будет построена подбрасывающая канатная дорога. Она протянется от парковки, которую «Сибшахтострой» построил напротив канатной дороги «Скай Вэй». Эту канатную дорогу снабдят транспортным узлом. В горнолыжном сезоне 2015-2016 большая парковка на 1500 автомобилей была запущена в эксплуатацию, однако успехом не пользовалась, даже несмотря на автобус, курсирующий между парковкой и выкатом. Канатная дорога должна решить эту проблему.
В Шерегеше появится аквапарк и вертодром. А в мае 2016 года корпорация «Новапорт» заявила о планах перестройки аэродрома в Таштаголе.
Пока она выступает как эксперт по просьбе губернатора Амана Тулеева, но в дальнейшем холдинг готов взять на себя обязательства по строительству на территории будущей воздушной гавани вблизи Шерегеша пассажирского терминала.
Аэропорт в Таштаголе может быть построен не раньше 2021 года. Сейчас на территории планируемой стройки есть взлётно-посадочная полоса для вертолётов.
Оптимальным вариантом учредитель ООО «Новапорт» Роман Троценко называет строительство взлётно-посадочной полосы длиной 1800 метров. Тогда на старте аэропорт получит по пассажиропотоку 160 тысяч человек в год, а к 2030 году выйдет на 320 тысяч человек.
Работающие сейчас подъёмники ждёт модернизация. Правда, с оговоркой: «сроки зависят от возможностей собственников». Так, два бугельных подъемника «Каскада» поменяют на L9R-D6C - подъёмник c отделяемыми креслами.
ППКД «Скай-Вэй», прозванный отдыхающими «оранжевым» (за цвет гондол), переделают в подъёмник с четырёхместными отделяемыми гондолами. При этом дублирующие канатную дорогу «бугели» демонтируют.
Сектор «Е»
В проекте от «Денеба Групп» этот сектор получил рекомендации по развитию наравне с сектором «А». Однако южные склоны Зелёной, где находятся трассы сектора «Е» не были включены в мастер-план от «Денеба Групп».
На секторе «Е» действуют и строятся, в основном, объекты, принадлежащие ХК «Кем-Ойл». В 2015 году компания опубликовала подробный ролик со своими планами на будущее.
Летом 2016 начата работа по установке опор для подъёмника на гору Утуя. Просека для этого была сделана несколько лет назад, но до сих пору на эту гору туристов поднимали лишь ратраки и снегоходы. Четырёхместный кресельный подъёмник должен начать работать уже в ноябре 2016 года. А в 2017 году должно начаться строительство аналогичного подъёмника с обратной стороны Утуи. Ещё через год сектор «Е» набросит канатную дорогу на гору Курган, известную своими скалами-останцами.
Таким образом, обширная зона катания сомкнётся на одном выкате. Там, помимо кафе «Сусанин», планируется гостиничный комплекс, рестораны и кафе, база для снегоходов.
«Было-стало»
Если большинство европейских курортов имеют за плечами долгие десятилетия истории, то хроника Шерегеша значительно скромнее. На фоне этого рост курорта выглядит подчёркнуто стремительным.
В 1981 году для проведения этапа Спартакиады народов РСФСР на Зелёной были подготовлены две трассы и построены два бугельных подъёмника. В 1993 году гостиничный фонд насчитывал 70 мест.
С 1998 по 2003 началось взрывное, но стихийное развитие курорта. Построили первый кресельный подъёмник «Доппельмайер». Как грибы после дождя стали появляться многочисленные гостиницы.
Количество трасс росло, в 2004 году построены подъёмники «Скай-Вэй», а в 2006 начал расти сектор «Е».
Через 10-15 лет количество туристов, которых будет способен принять Шерегеш, удвоится, планируется освоение самой обширной территории - горы Мустаг.
Кроме того, в последние три-четыре года наметилась тенденция к развитию летнего отдыха. Трассы для квадроциклов, 40 скалолазных трасс на «Верблюдах», пешеходные маршруты, бассейн и базы отдыха уже сейчас привлекают туристов в тёплое время года.
Автор текста: Иван Тельтевский
Фото: NeDoma.ru
Видео:
Источник:
© Републикация текстов в печатных и электронных СМИ возможна только с разрешения авторов и администрации портала. Ссылка на данный сайт обязательна!
© 2002 - 2024 НеДома.ру™ На главную Контакты Реклама на сайте |