Федор Осипович Киселев Еж В сердце тумана Плотина Машинный зал есть еще фото Страница 2 - 2 из 2
Ночь в музее Старые люди в уральской глубинке - это наше достояние. Я это буду повторять снова и снова, пока они еще существуют. Еще днем я оставил машину возле палисадника предпоследней избы, где жили дед с бабкой. Сказал, что вернусь завтра утром, и мне было теперь совсем уж неловко от того, что вот сейчас я разбужу хозяев - деревня уже давно спала. Залаяла собака, загорелся свет и в проеме окна показалось заспанное лицо хозяина. Я попрыгал из-за палисадника, изобразил пантомимой, как умел, что это, мол, я, не сомневайтесь, хозяева, и извиняйте за беспокойство. Свет в окне погас, и я, сев в автомобиль, спокойно тронулся восвояси. Успел, правда, проехать метров пять, как раздался аццкий треск и скрежет. В зеркало я увидел бегущего за мной, насколько позволял ему возраст, быстро дедушку-хозяина. Далее выяснилось, что он, боясь что мою машину могут угнать, установил на нее самодельное противоугонное устройство - тяжеленный лист железа, привязанный за правое переднее колесо посредством мотоциклетной цепи. Смех и грех! (Правда, с утра, когда я разглядел помятое и поцарапанное крыло, стало как-то не до смеха. Хорошо, что автора противоугонной системы не было рядом. Ведь если бы весь масштаб разрушений еще с вечера заметили, то боюсь, его бы тут же хватила кондрашка). Открутили колесо, сняли "противоугонку" и как-то разговорились за делом. Я деда яблоками угостил. В горах что яблоки, что бананы — экзотика, ни то, ни другое не растет. А Федор Осипыч (так звали моего нового знакомого) рассказал, что открывает музей, где собирается выставлять изготовленных из разных лесных коряжек да корней зверушек. В итоге я попал на ночную экскурсию по пока еще недоделанному музею. Пахло смолой и краской. Тут были еж, слон, олененок, змея на колоде и много чего еще. А на одном из стеллажей преспокойно соседствовали Ленин с Богородицей. Пороги Спустя какое-то время я уже ехал в сторону Челябы. Ночная трасса завораживает. Разметка, как знаки кабалы, понятные лишь посвященному в тайные знания. Волшебна ночная дорога, ведущая через горы. Подъемы на перевалы, встречные огни машин и светляки неярких лампочек редких придорожных кафе. Где-то совсем рядом в темноте угадывались молчащие дикие горы, с которых я недавно спустился. Я ехал сквозь горнозаводской Урал, и именно с ним была связана вторая часть моего путешествия. Меня ждал утренний туман на Порогах. Далеко за полночь пересек в Бердяуше Транссиб и отправился на север. До Порогов оставалось совсем немного. Асфальт сменился грейдером, а дорога стала сворачиваться на спусках в крутые серпантины. От Большой Сатки поднимался туман, который раз за разом прорезал свет фар автомобиля. Наконец дорожный указатель возвестил, что я в Порогах. Здесь я был впервой. Спящая деревня. Тьма тьмущая. Мне нужно было найти плотину, ведь ехал я сюда смотреть главную достопримечательность округи - гидроэлектростанцию дореволюционной еще постройки. Вышел из машины, прислушался. Тихо. Поехал дальше. Снова вышел-послушал. Ничего. Пороги оказались довольно длинной деревней, вытянутой вдоль реки. Одновременно я искал и место для ночлега. В самом селении останавливаться было как-то не с руки. Вспомнил байку из золотого фонда: наши туристы сели в электричку и так хорошо «посидели», что не заметили, как доехали до конечной Симской и повернули затем обратно. И когда решили, что уже пора бы выходить, выглянули в окно. Там в осенней темноте было то, что они и хотели увидеть: лес и горы. Вылезли на ближайшей станции. Лишь только утром, проснувшись, поняли они, что ночевали в Воронках. Кто не знает, это рядом с моим домом, и в пятнадцати минутах ходьбы от Уфимской мэрии. Наконец деревня закончилась, в очередной раз я вышел, дабы найти место поудобнее под палатку, и был встречен грохотом падающей воды. Плотина находилась прямо передо мной, и в свете фар можно было разглядеть белую кипень водопада. Вот я и у цели. Утро явило затопленную молоком округу. В разрывах его проглядывали то начинающий желтеть березняк на той стороне, то фрагменты плотины, а то сама река Большая Сатка, пенящаяся ниже сброса. Было промозгло и зябко. Плотина представляла из себя сооружение метров в двадцать высотой и шириной более ста метров, сложенное из местного дикого камня, что хорошо вписывало его в окружающий пейзаж. На металлических конструкциях плотины висели капли воды. Чуть дальше над прудом сквозь туман проступали контуры крыш гостиничного комплекса в виде шале. Поснимал там, здесь, куда не лень было залезть в такую промозглость. Зашел в машинный зал (его никто, на удивление, не охранял), где и увидел настоящую живую историю. На работающих механизмах, турбинах, генераторах блестели латунные бирки, говорящие о производителях и о дате изготовления. 1909 год, надо же! Вообще история Порогов началась в 1908 году, когда было принято решение построить первый в России комплекс по выплавке ферросплавов. Для электропечей требовалось много энергии, для чего и была построена эта ГЭС. Помните картину Шишкина "В лесах графини Мордвиной"? Так вот эта самая графиня стояла у истоков производства и была акционером основанного тогда электрометаллургического товарищества. Сама же ГЭС проработала непрерывно сто лет и механизмы там стоят еще те, что были когда-то закуплены в Европе. Качество, панимашь! В настоящее время Пороги являются памятником промышленной архитектуры и внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Хорошо строили предки! Дорога домой всегда короче, поскольку идет знакомыми местами, но для завершения путешествия требовался некий штришок. Точка, запятая или даже многоточие. И я на обратном пути снова заехал в Катавку, теперь уже за грибами. Я неторопливо бродил по тайге, собирал белые да рыжики. Размышлял о вселенской гармонии и о том, как поведать миру о своих впечатлениях. Автор текста и фото: Валерий Кузнецов Страница 2 - 2 из 2
© Републикация текстов в печатных и электронных СМИ возможна только с разрешения авторов и администрации портала. Ссылка на данный сайт обязательна!
© 2002 - 2024 НеДома.ру™ На главную Контакты Реклама на сайте |