Культовый знак туриста Долина р. Собь Станция Полярный Урал Озеро Собское Старая морена Озеро Макар-Рузь с Собского перевала Серебро есть еще фото -> Страница 1 - 1 из 3
Меня все спрашивают: "Почему вы поехали именно на Полярный Урал? Вокруг столько мест, значительно более насыщенных природными красотами!"
День 1. Прибываем на станцию Полярный Урал в 5 часов дня по местному времени, выгружаемся, и поезд оставляет нас одних наедине с тундрой. Во всех интернет-отчетах говорится об огромном количестве туристов, путешествующих по этому району. Однако обещанных толп туристов в районе станции обнаружить так и не удалось. Пройдя вдоль путей метров 500, дошли до культового знака, без которого не обходится ни один фотоотчет о Полярном Урале, обозначающего границу Европы и Азии, границу Республики Коми и ЯНАО. За этим столбом начинается погранзона, но войск ФСБ и колючей проволоки в зоне замечено не было. Так что пропуск в погранзону нам не понадобился ни там, ни на протяжении всего путешествия. С этого места хорошо просматривается долина р. Собь, куда лежит наш путь. И долина эта погодой не радует. Около станции нормальных мест для стоянки нет, мокрая тундра и болота, да и все видно как на ладони, поэтому решаем идти до озера Собского, что было запланировано на следующий день. Перешли по камням р. Собь и двинулись по тундре в направлении вездеходной дороги, идущей из бывшего пос. Полярный (110 км.) вверх по долине р. Собь. Камни в местных речках очень скользкие из-за каких-то водорослей, поэтому бродить по ним достаточно непросто. Тут очень сильно пригождаются треккинговые палки. В этой местности палки мне показались более удобными, чем альпеншток. Впрочем, альпенштоки тут и не растут. Первые 30 минут шли по сухому. Потом начался дождь, который с небольшими перерывами шел 3 дня. Комаров и мошки немеряно. Тут уж не зевать! В рот залетит! Пробравшись через болота в тундре, примерно через 6 км. вышли на вездеходку. Идти стало заметно веселее. Дорога иногда уходит в болото, иногда бродит не очень глубокие ручьи, но в целом она в довольно хорошем состоянии. Часов через 5 движения доходим до оз. Собское, откуда вытекает р. Собь. Мест для стоянки у озера немного, кругом камни, но нам удалось найти небольшую площадку метрах в 200 от озера.. Под дождем поставили палатку. Вылазить на улицу в такую погоду совершенно не хочется, поэтому готовим ужин под тентом. За первый день мы прошли 12 км. День 2. Ночью, в 4 часа выхожу из палатки по делам и о, чудо! Небо очистилось. Светло! Полярный день, однако! Выходим часов в 10 утра. Сегодня нам нужно пройти перевал Собский и подойти к началу подъема на перевал Геологов на плато Енгаю. Из-за небольшого перепада высот, наличия хорошей вездеходной дороги и ветра в спину взойти на перевал не составило большого труда. Если бы не дорога, передвигаться по старым моренам, сложенным из здоровенных камней, было бы очень непросто. С перевала открывается вид на оз. Собское и озеро Макар-Рузь. Эта зима на Полярном Урале выдалась необычно снежной, а лето прохладным, поэтому в горах необычно много снежников. Дорога по долинам рек Собь и Макар-Рузь из поселка Полярный пробивалась геологами при разведке месторождений хромитовых руд. Сейчас, после постройки рудника на плато Енгаю, свою актуальность она потеряла, однако до сих пор размечена вешками и проходима для гусенечной и тяжелой колесной техники. По ней местное население ездит в долины ручьев за золотым корнем, ведется заброска на вездеходах сплавщиков из поселка Полярный в Семиречье. Нам нужно найти ответвление от этой дороги налево, в гору, к руднику на плато Енгаю. Проходим ответвление, издалека напоминающее заброшенную дорогу, однако впереди виден солидный серпантин и остатки базы геологов, при подходе к которым, оказывается что это старые отвалы рудника. Приходится возвращаться назад, пройдя лишних 4 км., и ставить лагерь недалеко от начала подъема на плато. Вечером слышны взрывы и сильно дрожит земля – на руднике рвут породу. Хоть палатка и стоит в камнепадобезопасном месте, немного жутковато. В этот день за 5 часов прошли 16 км. День 3. Сегодня трудный путь. Поднимаемся на 600 метров в крутую гору сначала по вполне сносной дороге, потом практически по куруму. Видно, что дорогой уже не пользуются, но следы людей на ней попадаются. Поднимаемся все выше и выше, выше радуги! Выходим на плато. Видимость нулевая, мы в облаке. Неожиданно из тумана выплывают сюрреалистические очертания каких то огромных предметов. Вокруг тишина. Будто ты на какой то другой планете на кладбище космических кораблей. Однако все проще. Вблизи эти монстры оказываются остовами огромных БЕЛАЗов. В тумане проходим рудник, только благодаря GPS не запутавшись в хитросплетении дорог и отвалов и начинаем спуск к р. Енгаюз по автомобильной дороге, по которой непрерывно снуют Уралы с рудой. Руда настолько тяжелая, что каждый самосвал везет не больше пары кубометров породы. Идти легко, но из за непрерывных дождей дорога грязная, поэтому путь не слишком приятен, несмотря на открывающиеся в дырки облачности виды. С плато вниз дорога идет серпантином и мы спрямляем путь к реке, спускаясь по снежникам. Ночуем на берегу реки, с великим трудом выбрав крохотную площадку для палатки. Маленькая палатка с юбкой и хорошей ветровой устойчивостью была здесь в тему, ветер этой ночью был очень силен. Вечером устраиваем совещание. Из-за непрерывной плохой погоды и низких облаков, полностью закрывающих горы высотой уже метров 700-800, подниматься вверх по р. Кердоманшор и ждать, вдруг Рай из откроется, и можно будет взойти на плато, на данный момент бессмысленно. Решаем утром выезжать в населенку, помыться, отогреться, высушится и дальше либо совершить поездку на несколько дней на катере по Оби, либо выехать на матрас на какую-нибудь окрестную речку пособирать грибы-ягоды. В этот день за 5 часов прошли 11 км. Страница 1 - 1 из 3
© Републикация текстов в печатных и электронных СМИ возможна только с разрешения авторов и администрации портала. Ссылка на данный сайт обязательна!
© 2002 - 2024 НеДома.ру™ На главную Контакты Реклама на сайте |