Страница 2 - 2 из 3
Горнолыжный бизнес очень дорог, как на начальных этапах, так и в содержании. К примеру, сумма, озвученная на строительство «Двух долин», составляет 65 млн. евро. Процесс поддержания уровня курорта перманентный: еще до достижения срока окупаемости приходится вкладываться в обновление, реконструкцию, техническое перевооружение. Рост инфраструктуры требует своих вложений – капитальных вложений в Абзаково предусмотрено на это лето порядка 10 млн. рублей. «Горнолыжный бизнес как чисто коммерческий проект, - считает Сергей Карелин, учредитель ГЛЦ «Аджигардак», - практически несостоятелен на Южном Урале. Насколько я знаю, ни один из наших курортов не приносит ощутимых прибылей. Они рентабельны, но не более того. Да,&nbsdiv; мы работаем на Самару, Тюмень, Уфу, Челябинск, но это курорты «выходного дня» - неделями здесь не отдыхают. Поэтому мы сейчас уходим от чистой коммерции, возвращаемся к клубной теме, создавая особые условия для членов Федерации горнолыжного спорта и сноубординга. Организация незакрытая, в нее может попасть любой желающий, но клубность горы при этом будет сохранена».
А вот окупаемость туристических комплексов вообще, и горнолыжных курортов в частности с точки зрения инвесторов недостаточно высокая. «Не меньше трех лет, - говорит Александр Филиппов, специалист по туризму Главного управления по физкультуре, спорту и туризму Челябинской области, - составляет срок окупаемости туристического бизнеса. Предприниматели не хотят вкладываться в проекты с низкой доходностью, поэтому на Южном Урале при всех возможностях, процесс развития горнолыжной сферы идет медленно». Маркетологи называют еще более долгие сроки: расчетная окупаемость проекта «Двух долин» - 7 лет. Тем не менее горнолыжные курорты Южного Урала не прекращают развитие, по крайней мере, некоторые из них. Вложения в развитие инфраструктуры планируются на уровне нескольких миллионов. Есть новые инвестиционные проекты.
Дороги благие намерения
Что еще нужно горам Южного Урала, чтобы стать заметным игроком на рынке горнолыжного туризма? Например, активная совместная работа комитета по туризму, туроператоров и ГЛЦ. «Одним катанием европейцев на наши горы не заманишь, - считает Николай Новиков, директор ГЛЦ «Абзаково». – Есть среди европейцев любители «дикого» туризма. Те же немцы готовы ехать к нам кататься, если будут дополнительные программы, им интересные. Например, зимняя охота в уральских лесах. Если наши спелеологические маршруты, поездки на Аркаим будут обеспечены тем уровнем комфорта, к которому они привыкли. Пока этого нет».
На соседствующих с горнолыжными центрами территориях Челябинской, Пермской, Свердловской областей и Башкортостана огромное множество объектов, способных стать предметом туристического интереса: Аркаим, Кесене, Губернское, Пороги, Сикияз-Тамак, Ильменский минералогический заповедник с музеем, национальные парки Таганай, Зюраткуль, Южно-Уральский заповедник, озера Турояк, Зюраткуль, Банное, Сикияз-Тамакский пещерный комплекс, Ледяная пещера Кунгура, монастыри, храмы. В конце концов, если легенды у территории нет, то ее придумывают. В этом смысле говорить о переоцененности рекреационных ресурсов смешно: ресурсы есть, надо только уметь их использовать.
Что нужно инвесторам? Наглядная программа, хотя бы горный реестр с оценкой склонов.
Предприниматели, инвесторы сами рассчитывают характеристики местности. К примеру, для «Двух долин» (Аша) коэффициент транспортной доступности территории -126.6, «Абзаково» (Ново-Абзаково) - 120, Трехгорного («Завьялиха»)-113.3. Для горнолыжного курорта очень хорошим считается показатель от 120 баллов и выше, средним – от 80 до 120 баллов.
Создание такого документа в комитете по туризму осталось пока на уровне благого намерения. Сказать, что область совсем не участвует в поддержке горнолыжного бренда Южного Урала, значило бы погрешить против истины. В меру финансирования комитет по спорту и туризму поддерживает предпринимателей. К примеру, продвигает горнолыжку области на выставках: готовит каталоги, выкупает стенды за счет бюджета области. Когда область четыре года назад впервые выставилась на Mitt (международной туристической выставке), посетители проходили мимо стенда. На следующий год туризм был представлен отдельным стендом и Южному Уралу, по оценке областного комитета по спорту и туризму, удалось привлечь к себе внимание. На последней выставке Mitt на стенде области было 7 стоек – санатории, турфирмы, национальные парки. Это пока единственная поддержка, которую туризм получает от государства. Если минэкономики Болгарии провело ревизию своих курортов и вложилось в их обновление, то местный бизнес делает это самостоятельно.
На законодательном уровне была принята программа развития туризма на 2001-2005 год, но деньги на нее до сих пор не нашлись. Нет поддержки предпринимателей в плане решения вопросов о земле, на которых будут располагаться ГЛЦ. Земельный вопрос для горнолыжки очень важен: практически все курорты Свердловской области находятся на арендованных землях, но сейчас после последних законодательных актов, это незаконно. Инвестиции частного капитала не защищены: нет никакой гарантии, что с бизнесом не придется расстаться при каких-то властных перестановках. «Французский закон о горах почти на 50-ти страницах регламентирует все виды деятельности по организации горнолыжных курортов. Там коммуны (муниципалитеты) процветают, потому что они и инвесторы – партнеры. А наши муниципалитеты нет, им интересна только прибыль, и ничего взамен они давать не хотят. Абсолютно другой взгляд – и другой результат, считает Сергей Плеханов, генеральный директор инновационной компании Wintercraft (Москва), управляющей компании ГЛЦ «Завьялиха». – У нас, например, когда речь заходит о землеотводе, оказывается, что весь лес на горе первой категории. Он выше альпийской зоны уже даже не строевой. И все равно – первая категория. Это значит, что решать вопрос придется на уровне премьер-министра... А что происходит с землей, которая только что никому была не нужна? Как только в СМИ попадает информация о проекте, стоимость участка вдруг возрастает в разы. В Европе инвестор после переговоров с муниципалитетом получает беспроцентный кредит, а в случае выполнения программы в течение 5 лет, возвратить надо будет на четверть меньше. В России горнолыжный бизнес сезонный, и найти кредит на приемлемых условиях очень сложно».
В силах тех же госчиновников активнее развивать в области, например, международное авиасообщение. Австрийская авиакомпания Austrian airlines, начинающая регулярную программу из Екатеринбурга, никогда не отказывалась рассмотреть возможность начать полеты из Вены в Тюмень и Челябинск. Если областные власти смогут обеспечить приход австрийцев в аэропорт Баландино, это может стать реальным выходом Южного Урала в Европу. Тем более, что в самой Европе, по оценкам их же аналитиков, в последнее время не появилось ни одного нового курорта мирового уровня.
Говорить на эту тему можно много. Но отрицать возможности для Южного Урала использования рекреационных ресурсов, положительно влияния курортов на близлежащие территории нельзя. Коэффициент доступности у гор Южного Урала один из самых высоких, и климатические и другие условия делают Челябинскую область одной из самых интересных площадок для развития горнолыжных курортов. Если возможность их развития существует, их надо развивать. Если бизнес боится неопределенности и долгосрочных вложений, вероятно, есть какие-то способы ему помочь. В итоге в выигрыше будут все.
Есть ли будущее у горнолыжных курортов Южного Урала?
Борис Чистяков, директор ЗАО «Аша-Турсервис»:
Южный Урал как будто специально создан для горнолыжного туризма. Наши горы находятся в самом сердце России, даже очертания области на карте напоминают перекресток. Сюда одинаково удобно приехать из Казахстана, Тюмени, Екатеринбурга, центра России, Перми, Самары, Казани, Тольятти, Уфы. Горнозаводская зона, где населенные пункты расположены возле гор, где в непосредственной близости с горными массивами проходят автомобильные и железнодорожные магистрали республиканского значения, имеются разветвленная сеть ЛЭП и газопроводов и большой потенциал незанятой рабочей силы, просто призваны стать полигоном для развития новой отрасли экономики Южного Урала – горнолыжных курортов. Например, Ашинский район расположен на железнодорожной магистрали Самара - Челябинск, здесь работает 4 железнодорожных станции с вокзалами. Это обеспечивает надежную связь с любым регионом России. В 10 километрах от Аши и через г.Сим проходит автомобильная дорога Самара - Челябинск, по которой движется основной транспортный поток из Европейской части страны в Сибирь. В 122 километрах от Аши международный аэропорт г. Уфы. Менее чем за сутки пути из Аши можно добраться до Екатеринбурга и Самары, Казани и Набережных Челнов, Тольятти и Ульяновска. Температурный режим Южного Урала позволяет в Ашинском районе обеспечить продолжительность сезона 24-28 недель, как на европейских курортах. В Ашинском районе находятся горные массивы с перепадом высот до 450 метров и длинной склонов до 3,5 км. Не меньше возможностей и преимуществ у других районов горнозаводской зоны нашей области. У нас в области доходы от туризма составляют очень малую толику в областном валовом продукте. А во Франции он занимает второе место по доходности, и больше 50% дает реализация услуг и товаров связанных с горнолыжным туризмом. Сюда входят доходы не только от самих курортов, но и от производства-продажи оборудования, одежды. Во Франции разработан закон о горах, который позволяет ускорить решение вопросов о строительстве новых курортов. Французам предоставляют 10-дневный оплачиваемый отпуск с условием проведения его на местных горнолыжных курортах в зимнее время. Вот это государственная поддержка.
Горнолыжные курорты на Южном Урале должны быть. Эффективному управлению научиться можно – опыта в мире накоплено много. Но еще больше проблем у представителей данного сектора экономики в России. Думаю, что даже простое внимание властных структур области к этому вопросу поможет упорядочить процесс развития горнолыжных курортов, придаст ему современную динамику и позволит извлечь пользу из преимуществ нашего региона для роста экономики городов и районов горнозаводской зоны Челябинской области.
Яков Гуревич, генеральный директор консалтинговой фирмы КЭМП:
Горнолыжным центрам Южного Урала не стоит рассчитывать на международный рынок. Этому есть несколько причин. Во-первых, природные условия Челябинской области заведомо не соответствуют горнолыжным стандартам, которые формировались в Европе – ни высота гор, ни климат, ни природа. Это уже в принципе исключает выход на международный уровень.
Второй момент: удаленность южноуральской горной зоны от Европы, на которую рассчитывают прожектеры горнолыжки. От ближайшего международного аэропорта Екатеринбурга – около 500 километров, никакого сообщения не существует.
Третья причина, которая исключает большие финансовые потоки на Урал – решение о проведение Олимпиады в Сочи. Кавказ – регион, полностью соответствующим международным горнолыжным стандартам, имеющий традиции горнолыжного спорта еще с советских времен плюс климат соответствующий. К тому же Сочи, Нальчик – аэропорты, от них до горнолыжных курортов – 20 минут.
Если до этого по понятным причинам (Чечня, Абхазия) Кавказ не развивался, то теперь все деньги будут направляться в Сочи.
Страница 2 - 2 из 3
© Републикация текстов в печатных и электронных СМИ возможна только с разрешения авторов и администрации портала. Ссылка на данный сайт обязательна!
© 2002 - 2024 НеДома.ру™ На главную Контакты Реклама на сайте |