Страница 2 - 2 из 2
06 октября
На этот день была запланирована поездка в буддистский монастырь, речку тысячи линганов и водопад на ней. Не думал, что он окажется, пожалуй, наиболее эмоциональным во всей поездке. Можно сказать, что ради него возможно судьбе и было угодно, чтобы я попал в Камбоджу. Люди, не верящие в чудеса, могут спокойно пропустить описание этого дня. Итак, Лаки встретил нас у отеля на джипе: тук-туки не забираются в гору, на которой расположен монастырь, и мы поехали. Лупоглазим по сторонам. Что можно перевезти на мопеде – наверное все. Видел как кхмер лихо ехал, держа в одной руке длинномер метров пяти. Хорошо хоть при этом по телефону не разговаривал.
Подъезжаем к горам – после равнинного Сием Рипа – горы в удивление. Машина начинает карабкаться наверх. Дальше – территория национального парка.
По сторонам дороги – настоящие джунгли. Получаем инструктаж насчет всяких кусающихся гадов и выходим посмотреть – нам такой лес в диковинку. Высокие деревья со сросшимися стволами, лианы, оплетшие всё вокруг и самих себя. Двигаем дальше в гору и через некоторое время, переехав мост, оказываемся на стоянке перед монастырем. Здесь какое-то умиротворенно-сонное царство – даже на рынке. Настоящие буддисты никуда не спешат, во всем соблюдая размеренность. Местные собаки тоже буддисты.
На рынке - различные сувениры и прочее барахло. Можно купить даже "виллис" родом из 70-х, их довольно много побросали американцы, когда бежали отсюда в 1975. А что это за товар, мы так и не поняли:
Перед входом в монастырь обязательно нужно купить… немного денег! Мелочи по 100 риелей – одна пачка 2,5 доллара на раздачу подаяний. Подаяния раздавать нужно от души, да и как пройти мимо?
Тут вас встречает монах и брызгает водой с лепестками лотоса – оставьте всё мирское за порогом, очиститесь и подумайте о вечном. И не важно кто вы по вероисповеданию. Вы – вы человек и вы пришли сюда, к Будде.
Если вы готовы, подойдите к другому монаху, он даст вам наставления. Кому то что-то объясняя, кому то просто посмотрев в глаза. Не знаю, как описать ощущения. Но впечатление такое, что он тебя видит насквозь, все твои побуждения и добрые и меркантильные – любые. А дальше нужно закрыть глаза, загадать самое сокровенное и подставить руку. Он повяжет красную веревочку и прочтет мантру, побрызгает водой с лотосом - и всё.
Всё. Но только по приезду желания начинают сбываться. По крайней мере так случилось у меня. Не буду говорить о загаданном, скажу лишь что это был добрый посыл без меркантильных интересов. Так вот через две недели после приезда жизнь начала меняться именно в задуманном направлении! А настоящее чудо ждало впереди, у Будды. Он вырублен на вершине огромного, высотой метров пятнадцати булыгана – вообще их там два рядышком откуда взялись - непонятно. И порода отличается от окружающей и формой как бы выглаженные. Были бы уменьшены раз в сто – в любой речке таких полно бы было. А здесь, на вершине хребта… Не зря их считаются святыми. Для увеличения силы этого места вершину одного булыгана долго тесали и вытесали огромного лежачего Будду.
А вокруг него построили храм, сделали лестницы для подъема и спуска. У ног Будды сидит человек, это не монах, а как бы у нас сказали провидец или ясновидящий. Он дает советы как надо поступить в жизни, что сделать, чтобы достичь того, что вы задумали.
Происходит это таким образом. Вы берете стопку табличек, связанных в виде книжки. Кладете себе на голову и задумываете желание. Как правило не «короткое», а с установкой на длительный период – хотя если иметь возможность раз в неделю сюда наведываться, то можно наверное и почаще «сверять часы». Потом когда желание представилось достаточно четко, вы его видите, осязаете, вы втыкаете закладку между табличек. Ясновидящий раскрывает таблички на закладке и читает. Расскажу как это было у меня. Я загадал, сделал закладку передал ему. Краем глаза увидел, что на табличке было написано только три слова на кхмерском. Он начал говорить и говорил минут пять! Я хотел, чтобы Лаки переводил сразу, но он то ли не смог синхронно переводить, то ли нельзя было перебивать, но знаком он показал, что переведет после. Мы вышли из храма и Лаки перевел. Его английского хватило на два-три предложения, но и они меня ошарашили! Ясновидящий видел меня первый раз в жизни. Но в точности определил мою цель (она была только моя, не применима к другому человеку), что я задумал и дал совет как этого достичь. То, что было сказано, нельзя было посоветовать другому. Только толмач подвел - Лаки не смог перевести всего, что он сказал - ведь он говорил довольно долго, видимо была еще важная информация. Я шел озадаченный.
На территории монастыря - линган, пользующийся большой популярностью
Это сооружение символизирует силу и плодородие. Квадратная чаша со сливом – это женское естество, ну а из него торчит - сами понимаете, мужское. На него льют воду, проходя через эту скульптурную композицию вода «заряжается», и вытекает из лотка. Следует набрать эту воду и умыться. Особо ретивые буддисты – мы наблюдали это в Ангкоре – её даже пьют. Мы ограничились омовением и направились к выходу.
Или из реки, где этих линганов – тысячи, стоят на дне в русле на протяжении нескольких сот метров. Крестьяне из низлежащей долины десятилетиями, если не столетиями изготавливали, поднимали в гору и устанавливали линганы на дно реки в надежде, что вода «зарядится» их энергией, и, когда сойдет в долину, напитает силой поля. Случайность это или нет, но в долине реки действительно урожаи выше, чем в близлежащих районах.
Одной святой водой сыт не будешь, поэтому по дороге к реке зашли на базарчик и купили вяленую змею (на фото вторая, желтенькая). И тут же съели.
По тропе, идущей вверх по течению Игорь привел нас еще в одно почитаемое местными место – необыкновенный источник, глубиной по разным оценкам от 4 до 8 метров (на самом деле по- видимому глубина меняется в зависимости от времени года, и, соответственно, силы потока воды). В период засухи на дне, говорят, можно увидеть скульптуру Будды, лежащего как живого, очень естественно, как спящего. Мы ничего не увидели, так как потоки воды очень бурно перемешивали песок со дна. Но одну особенность не заметить было нельзя – вода в источнике была разной плотности. На глубине около метра мусор, который тонет в обычной воде (щепки красного дерева, какие-то соринки, веточки и прочее, что обычно лежит на дне) плавают как на пленке, колышатся вместе с поднимающим песок потоком. Весьма забавно – как бензин в воде. На самом деле, над всем этим около метра чистейшей воды. Лаки весьма трепетно отнесся к этому месту, призвав и нас не проводить здесь физические опыты. Постояв и бросив монетки, пошли к машине, расплатились с юным охранником и поехали заряжаться дальше – на водопад. Водопад метров 50 в ширину и метров 70 в высоту – весьма впечатляющ для равнинной местности.
После купания обед и послеобеденный отдых. Хорошо быть барангом (белым человеком)! И, как было обещано, останавливаемся в «сахарной деревне». Продавщицы, пытаясь всучить нехитрые сувениры, объясняют технологию производства сахара. Сначала нужно залезть на пальму. Это не так то просто, несмотря на наличие подобия лестницы. Всё шатается, высоко, до плодов надо дотянуться, при этом вас атакуют несметные полчища муравьев. Срезав плоды, похожие на бананы,только гораздо более длинные и жесткие, их опускают на веревке на землю, затем с помощью «специально обученной» расщепленной палки выдавливают сок в большой казан. И уваривают до состояния густого сиропа.
Сироп можно употреблять уже в этом виде как мед или варенье (на нем и самогонку местную ставят, но, как мы не уговаривали, нам её не продали), а можно разложить его по формочкам и дать высохнуть – получатся такие сахарные карамельки. У меня дома так высохли, что не разгрызть. В общем, поварили мы сахар, купили палочки для суши и чесалки для спины из пальмового дерева, ну, и сахар в пальмовых листьях в презент.
По дороге был еще один экскурсионный заезд – в музей мин. Сам музей не представляет из себя ничего выдающегося. Экспозиция проста – страшные фото и различные мины и снаряды. Еще одно жуткое напоминание о недавней войне. Фотографировать здесь не хотелось, да и было особо нечего, как и рассказывать. В город вернулись уже затемно.
07 октября
Красный день календаря. Всё верно. Сегодня день рождения Юры – 20 лет. Happy birthday! Лаки на свежевымытом авто ждет у входа, мы быстро собираемся – и в путь. На озеро Тонлесап.
Мы попадаем на конец сезона дождей, и, соответственно, на самый высокий уровень воды. Местами вода из протоки заливает дорогу, но мы же на полном приводе! Довольно быстро добрались до причала, дальше дорога залита и мы пересаживаемся на другой транспорт. Шхуна на наш взгляд своеобразна, здесь кое-что подвязано веревкой.
А два разомкнутых проводка на фото выше – замок зажигания. Но она движется, и, как оказалось, не в самом плохом состоянии относительно других таких же лодок, снующих туда-сюда. Так что осмелев, высаживаем капитана и по очереди, начиная с именинника, принимаем управление этим транспортным средством. Вокруг залитые поля, дорога совсем пропала под водой. Впереди рыбацкая деревня. Дома на сваях, люди, которые всю свою жизнь проводят на воде. Полиция, сельсовет – все присутствует но с «тонлесапским колоритом».
Небольшие огороды на плаву и прямо в домах:
Почти у каждого дома приспособление для освобождения сетей – рыболовство основная часть дохода жителей деревни – огороженная сетью клетка, в которой приспособлениями типа теннисных ракеток выколачивают рыбу из сетей.
Здесь специально ловят мелкую рыбку для приготовления прохока – то ли соуса то ли блюда, когда рыбу вместе с потрохами измельчают, дают ей подпортиться на жаре, засыпают специями и настаивают. Запах от пасты может привести к обмороку! Между тем, вьетнамские партизаны именно с помощью прохока победили американские регулярные войска. В отличии от янки с их непременным мороженным на десерт, неприхотливые вьетконговцы обходились в джунглях именно высококалорийным и острым прохоком. С прохоком в ресторане вряд ли можно встретиться. Мы его за поездку попробовали один раз после монастыря (гадость еще та, но чтобы это понять попробовать было нужно). А вообще немногочисленные попытки туристов пробовать прохок показали кхмерам, что этот специфический продукт – не для иностранцев. Рыба для прохока:
По дороге разговариваем с Лаки относительно праздничного ужина и вообще еды. И разговор как-то заходит о том, что водится в этих затопленных водой лесах и полях. Лаки говорит – здесь кроме рыбы (а рыбу мой сын почему-то как еду отвергает) очень вкусные крысы и змеи. Ну, поговорили и поговорили, а по дороге наш Кэп заруливает в один дом для разгрузки доставленного бензина – для лодок и генератора, а Лаки о чем-то оживленно разговорился с хозяином. Отходим дальше, а этот кхмер хитро улыбается и говорит – будет твоему сыну праздничный обед, я договорился. Отлично! У нас есть около часа для пока хозяева приготовят, а мы пока продолжим экскурсию по деревне и озеру.
Пришвартовываемся к храму. До недавних пор это было единственное каменное здание деревни. По совместительству является и школой.
И всё в том же духе. Пока Лаки молится разговорились с местной учительницей «за жизнь». У них всё ОК, ну и слава Будде. Дав пару долларов на развитие образования прощаемся с носительницей знаний.
На «пристани» остается один ученик. Обычно кхмеры весьма улыбчивы, а этот видимо, не приведи Будда, будущий Пол Пот.
Сок со бай, дитя Тонлесапа! Плывем дальше. Затопленный лес, по которому катают немногочисленных туристов Развлекуха местных - прыжки в воду (если засмотришься – будут требовать плату за аттракцион).
Так добираемся до устья, и перед нами открывается действительно море и противоположного берега на видно. Сделав по озеру небольшой круг, возвращаемся в деревню в дом, где мы выгрузили бензин. Дом довольно большой, живет три поколения, по местным меркам зажиточно. В доме есть TV, генератор, колонка для воды, огород. Детей сосчитать не смог.
С нашим приездом хозяйка засуетилась на кухне. Каков порядок! Два пацана только закончили выколачивать рыбку из сетей и нам было предложено для разминки «заморить червячка» блинчиками из неё в кляре.
Чня-ньня! Что значит "очень вкусно". Особенно с их острым соусом (не прохококом!). Пока перекусывали к дому причалила лодка с ингредиентами праздничного обеда. Весьма впечатлительно. Слабонервных прошу не смотреть!
Да, час назад эти милые животные не знали, что они станут деликатесами и будут украшением стола… Были еще улитки, но мы подумали что они станут уже перебором экзотики/ Крысы и змеи опытными руками хозяина быстро стали хоть и специфическим, но мясом. А мясо в мгновение ока стало едой.
С травами, салатом из огурцов и еще чего-то, только сорванными с «огорода», припасенным виски и сакэ – всё это стало тем праздничным обедом, что, как мне думается, запомнится сыну надолго. Встреча 20-летия в рыбацкой деревне на озере Тонлесап! И впечатлений и еды от пуза! Спасибо Лаки и нашим радушным хозяевам (когда спросили их о цене, хозяин с хозяйкой долго считали и назвали, как мне показалось «неподъемную» цену в 12 долларов! Были удивлены и растроганы, когда я заплатил 15). Пора было прощаться – нам нужно не опоздать на слиппинг-бас. На улице тем временем пошел дождь – уезжать в дождь хорошая примета, дорога будет легкая. Провожать высыпала вся детвора (или не вся?).
Дождю не был рад только Кэп – он не на шутку замерз.
Дорога обратно не заняла много времени. У отеля тепло попрощались с Лаки. Благодаря ему у нас было гораздо больше впечатлений, чем могло бы быть, не будь такого замечательного толмача и драйвера. Собрались, искупались в бассейне. Через час за нами пришел микроавтобус – всех барангов на рейс заботливо собирают по всему городу, пересчитывают и только тогда автобус отправляется. День выдался хороший, вспоминая всё, что было в Сием Рипе, быстро заснули.
Конец 1 части.
Автор: Лукьянов Сергей
Фото: Игорь Соколов
Страница 2 - 2 из 2
© Републикация текстов в печатных и электронных СМИ возможна только с разрешения авторов и администрации портала. Ссылка на данный сайт обязательна!
© 2002 - 2024 НеДома.ру™ На главную Контакты Реклама на сайте |