Страница 1 - 1 из 2
Хребет Зигальга – один из самых красивых хребтов Южного Урала, наряду с хребтами Машак, Нары, Кумардак. В далеком 2002 году мы уже побывали на его вершинах, спустя десять лет хотелось обновить воспоминания.
Маршрут решили оставить тот же – зайти на Шелом из Верхкатавки и выйти с Поперечной в Тюлюк. Формат похода – «прогулка по феншуйным местам».
День первый
Выехали в пять утра из Уфы, без приключений добрались до Тюлюка. Погода традиционная для начала маршрута – накрапывающий дождь, густая низкая облачность, прохладно. Начали искать варианты заброски в Верхкатавку. «Роза ветров» сразу отказалась, в «Тайге» попросили 5 тысяч за «Ниву». В итоге, с помощью менеджера «Розы ветров» Натальи вызвали из Юрюзани такси – «волгу», уточнив, что будет четыре человека с рюкзаками. Этот вариант обещал быть самым экономичным – оператор озвучил полторы тысячи.
Такси приехало примерно через час, это время мы скоротали в беседке на территории «Розы ветров». Прибывшая «волга» ездила на газу, поэтому солидную часть багажника занимали баллон с запаской. Запихнуть в багажник удалось три рюкзака, четвертый взяли с собой в салон и приготовились к трехчасовому переезду. Официально мы вызывали такси до Верхкатавки. Посулили водителю накинуть сверху, если докинет под Шелом. Дорогу обещали показать.
Снова едем по дороге в Тюлюк, только теперь в обратном направлении. Меседа, Юрюзань, а вот и Катав-Ивановск. После Катав-Ивановска начинались места воспоминаний – десять лет назад мы шли здесь пешком, эта дорога в Верхкатавку только-только прокладывалась.
Вот и поворот в саму Верхкатавку. Проехали мост, около которого в прошлый раз останавливались искупаться. В деревню нам заезжать было не нужно, поэтому смело свернули на дорогу, которая, как нам казалось, ведет по направлению к Шелому и покатили дальше.
Дорога петляла по лесу, «волга» повторяла ее изгибы как раллийный автомобиль, настроение было приподнятым… Где-то через полчаса начала закрадываться мысль о том, что машина едет не совсем туда, куда надо. Слишком уж хорошей была дорога. По воспоминаниям она должна была быть другой. Пришлось малодушно включить GPS в телефоне. Он показал поразительную вещь – мы двигались обратно в Катав-Ивановск! Получается, что мы свернули на альтернативную дорогу и начали движение обратно. И даже успели проехать добрую ее половину. Это было суровой правдой, не все ее сразу приняли. Десять минут рассматривания карты и GPS, и, наконец, все согласились с неизбежностью обратного пути. Водитель такси начал косо посматривать в нашу сторону, но признаков отчаяния пока не подавал.
Развернулись и помчались обратно в Верхкатавку. «Волге» было все равно, в какую сторону ехать, и мы так же споро двигались в теперь уже правильном направлении, как вдруг… Снаружи машины начал раздаваться какой-то подозрительный звук. Притормозили, вышли – так и есть, пробили колесо. Но есть же запаска! Вытащили рюкзаки, переставили колесо, утрамбовали рюкзаки обратно в багажник и поехали дальше.
Поездка стала менее беззаботной. Больше десяти километров до Верх-Катавки. Что будет, если мы пробьем второе колесо? Бац! Не успели мы об этом подумать, как снаружи опять зашелестела покрышка. Так и есть – пробили второе!
«Вечер переставал быть томным». Мы посреди леса, на дороге, по которой вряд ли кто ездит чаще, чем раз в неделю. А то и реже. Запаски у нас уже нет. Сеть не ловится. Похоже, приключения начинаются. В этот момент водитель, наверное, окончательно убедился, что зря ввязался в эту авантюру.
Попробовали накачать шину. Сильный свист со стороны бескамерной покрышки показал тщетность наших усилий. Тем не менее, мы даже пробовали несколько раз, накачав колесо, проехать на нем некоторое расстояние. Но оно спускало буквально через 300 метров. Немудрено – пять человек, рюкзаки, баллон, да запаска – солидный груз.
В очередной раз подкачивая колесо, обратили внимание, что порез боковой. Дыра была небольшая. Чем бы ее заделать? Ремкомплекта не было. Вкрученный саморез ситуацию не исправил. Решили применить имеющийся в избытке обычный, рулонный пластырь. Затолкали жгут в порез, снаружи налепили солидную заплатку. Качаем. Свиста не слышно. Колесо приобретает форму. Держит! Тем временем водитель выловил случайно залетевшие волны сотовой связи и позвонил своему сыну, велев ему брать запаску и мчаться в Верхкатавку.
Накачав колесо до нормального состояния, прыгаем в машину и едем. Прислушиваемся – вроде не слышно шуршания. Через несколько километров останавливаемся, смотрим – держит хорошо. Немного успокаиваемся и дальше без потерь добираемся до Верхкатавки.
Заезжаем в деревню. На въезде останавливаемся и начинаем ждать машину с запаской. Одновременно пробуем остановить проезжающие мимо машины, чтобы подрядить их на заброску под Шелом. Три-четыре машины останавливаются, но отказываются везти под разными предлогами.
Спрашиваем у проходящего мальчугана, кто бы мог нас довезти. Он машет рукой куда-то в глубь деревни. Просим показать более конкретно. Гоша с Саней уходят с парнишкой, а мы с Маратом остаемся торчать в «волге». В деревне светит солнце, но над Зигальгой ходят темные тучи и видно, как хребет вовсю поливает дождь.
Где-то минут сорок ожидания приезжает сын водителя волги с запаской? и они начинают менять пробитое колесо. Примерно в это же время подъезжает УАЗик, из него выходят Гоша с Саней и говорят, что они договорились с машиной, и она нас довезет под Шелом.
Что ж, кажется, дела налаживаются. Расплачиваемся с таксистом и грузимся в УАЗик. Внутри все по-спартански. Размещаемся, впрочем, вполне свободно. Поехали!
Через пару сотен метров понимаем, что наши идеи насчет «дать денег таксисту и проехать под Шелом» были розовыми наивными мечтами. Дорога такая, что и «Нива» вряд ли бы справилась. УАЗ же хрустит раздаткой и прыгает по кочкам, вытрясая всю душу, но, тем не менее, вполне уверенно продвигается вперед. Ближе к Шелому появляются и вовсе едва проезжаемые колеи и ямы, через которые даже УАЗик пробивается со своим солидным грузом, только вполне изрядно поднатужившись. Что тут творится в дождливую погоду – страшно представить.
Около часа скачек по ямам – и мы подъезжаем к шлагбауму. Отсюда в сторону вершины ведет тропа, а в полусотне метров внизу – отличная стоянка на берегу Катава. Выгружаемся из машины, прощаемся с водителем и спускаемся к реке. Для двух палаток ровное место найдется.
Котел облизывают рыжие языки веселого костра, палатки установлены – самое время вспоминать приключения сегодняшнего дня. Что и говорить, день начинался необычно, но разрешился самым лучшим образом. Мы очутились под Шеломом и даже не прошли сотни метров пешком! Везение, да и только. Остается надеяться, что следующие дни удача также будет сопутствовать нам.
День второй
Утро было пасмурным, хотя временами через облака пробивалось солнце. Не капает – и то хорошо! Собрали рюкзаки и выбрались на дорогу. От шлагбаума начиналась тропа, которая, как обещал водитель УАЗика, выведет нас на курум. Впрочем, и без тропы направление угадывалось по медленному подъему – склон Шелома здесь был самым пологим.
Десять лет назад мы поднимались по более крутому склону с северо-запада. Стояла тогда нестерпимая жара, тучи мух и слепней летали вокруг, не давая отдохнуть даже в лесу. Было много ручьев. Сейчас насекомые практически отсутствовали, было прохладно, но под весом рюкзаков, тем не менее, потели мы изрядно. Встретить воду в ближайшее время мы не ожидали, поэтому тащили с собой ее дневной запас.
Спустя пару часов подъема лес начал расступаться, мы выходили на курум. Однако сам подъем, а тем более вершина, были скрыты облаками. Идти в туман было бессмысленно, поэтому решили переждать полчаса-час, чтобы дать вершине открыться. Укрывшись от ветра среди редких деревьев, пообедали – время уже было за полдень.
Как и ожидалось, за час ожиданий облачность поднялась и курум открылся. Можно идти дальше. Нам предстояло подняться по каменному боку Шелома.
По воспоминаниям, подъем в прошлый раз занял много времени. Один курумный взлет сменялся другим, потом шел следующий и, казалось, им не было конца. Но глаза боятся, а ноги делают – через пару часов мы вышли на предвершинную площадку, а оттуда уже рукой подать и до вершины.
Вот и она! Знакомые камни, даже труба под флажки торчит – и то та же. Только надписей прибавилось.
Облака с вершины сдуло, а, вот, сам ветер остался. Спрятавшись за камнями на вершине, рассматривали открывающуюся панораму. Вот, начинаются Нары, а параллельно нему лежит Машак, на который мы сходили в прошлом году. На востоке Иремель подпирает облака, да и сама Зигальга тоже хорошо просматривается. Да, идти еще и идти! А время уже к четырем подбирается. Пора слезать с вершины и приглядывать место для ночлега.
Спустились по курумнику на другую сторону Шелома. Здесь расположилось небольшое тундровое плато с редкими деревьями, шагать по такому – одно удовольствие. Затем начались россыпи небольших курумов. Минуя невысокие скальные останцы, входим в низкий редкий лес. Немного вверх по очередному курумнику – и мы оказываемся на ровной площадке рядом с вытянутым скальником. Впереди вершина 1293, на которую времени сегодня у нас не остается, поэтому решаем вставать здесь, да и вид с этого места открывается красивый.
Готовим ужин. Мы хоть и укрыты от ветра невысокими елками, он все же дает о себе знать, пригибая макушки деревьев. Облака быстро летят по небу, внушая надежды на перемену погоды. По прогнозу, как раз завтра она должна поменяться на солнечную.
Проглатываю нехитрый ужин – и отдыхать. Время – часов девять. Погода располагает к расслаблению в спальнике. Под мерное бубнение в соседней палатке погружаюсь в сон.
День третий
Утро порадовало ярким солнцем, пробивающимся через ветки деревьев. По синему небу размазывались тонким слоем перистые облака. Похоже, день сегодня будет отличный!
Позавтракали, собрали палатки, и пошли по мокрому лесу. Для нас, как для дорогих гостей, под ноги положили мягкий разноцветный ковер – сочный зеленый папоротник, сизые замшелые ветки, бархатистый желтоватый мох, кустарник, краснеющий кончиками листьев. Утренняя влага придавала цвету дополнительный глянец.
Сбросили немного высоты и начали подъем по курумнику. Курс был – прямо на солнце. Курум здесь был крупный, приходилось выискивать проходы между серо-зелеными глыбами – залезть напрямую не получалось. Встретили ровнехонький горизонтальный камень, на котором свободно можно было поставить палатку. Снова курумник и снова – предвершинная ровная площадка, а впереди – верхушка-горка. Бросили рюкзаки и забрались на нее осмотреться.
Отсюда отлично виден Шелом и скальник, охраняющий место нашего вчерашнего ночлега. А что нас ждет впереди? Спуск и три-четыре километра почти ровного плато, на которое словно кто-то насыпал горы щебня для гигантской стройки – такими ровными кучками выглядели вершины.
Спускаемся на плато, идем, огибая россыпи камней и, осторожно проходя по предательскому можжевельнику, скрывающему под собой одинаково – и твердую почву, и провал между камнями, выходим к ложбинке между двумя вершинами.
Еще издалека был виден причудливый скальник, напоминающий застывшего дракона, который прилетел когда-то давным-давно в это уютное место, побродил среди камней, прилег отдохнуть – да и сам превратился в камень. Так и стоит здесь теперь, встречая путешественников, один из миллиона творений выдумщицы-природы.
Отдохнув в компании древнего ящера, отправились дальше по плато. Вскоре редкие деревья совсем пропали, и раскинулась на километр равнина, поросшая лужайками можжевельника. Стали встречаться кустики голубики. Сначала редкие и одинокие, потом все более широкие круги-семейства, усыпанные спелыми ягодами.
Устоять перед таким угощением было невозможно. Побросав рюкзаки, стали ползать по плато, набирая в кружки и просто в ладони синие сладкие шарики. Особенно удачные места позволяли растянуться на мягкой подстилке и, протягивая руку, долгими минутами наслаждаться сладкой освежающей мякотью, как будто застывшими крупными каплями грозового дождя, пролившегося из самой глубины темного синего неба.
Обобрав все кусты в радиусе пятидесяти метров, неохотно взвалили рюкзаки. Обошли по плато вершину 1293 и стали карабкаться на безымянную, но крутую горку, после которой начинался спуск в лесную низину. С ее высоты был хорошо виден зеленый массив, который нам предстояло преодолеть. Где-то в его конце маячила тоненькими палочками-зубочистками едва уловимая «антенна». Это наша задача-минимум на сегодня.
Два часа дня. Пора бы и пообедать! Под вершиной приметили опушку, десять минут спуска – и мы на ней. Скидываем рюкзаки, достаем горелку. Ноги освобождаются от ботиночных колодок, кто-то надевает сланцы. Опробованные в первый раз на Машаке, они выигрышно показали себя в качестве бивачной обуви, поэтому были взяты и в этот раз.
Короткий послеобеденный отдых. Располземся под елочки – каждый стремится спрятаться от жаркого солнца. Дремлем в тени минут пятнадцать-двадцать, отдыхая от рюкзаков и слушая, как по капюшонам курток шуршат лапками вечно спешащие куда-то муравьи.
Отдохнув, надеваем ботинки, рюкзаки и входим в лес. Склон постепенно ведет все ниже и ниже. Наши запасы воды иссякли, и теперь во что бы то ни стало нужно найти ручей, чтобы их пополнить. Жарко. Хочется снять куртку, но сухие ветки деревьев и высокий малинник оставляют на руках царапины, которые начинают гореть от соленого пота. Приходится идти в плотной верхней одежде.
Зелень под ногами становится все гуще и сочней – явный признак воды. Натыкаемся на тропинку. Судя по карте, она должна вывести к двум ручьям. Идем по тропе и через минут сорок выходим на болотистый участок со стоянкой. В дождливое лето тут должно быть полно воды, сейчас же редкими местами хлюпает под ногами. Побродив вокруг стоянки, находим едва живой ручей с почти стоялой водой. Набираем ее в баллоны – на просвет вода желтоватая. Придется кипятить. Разводим костер, кипятим два котла, разливаем по баллонам, перекусываем, отдыхаем. Теряем на этом два часа. А время-то уже полседьмого! Ночевать в лесу не хочется, поэтому собираемся и идем дальше.
Через пятнадцать минут ходьбы натыкаемся на полноводный ручей с чистой проточной водой. Эх, знали бы – не стали бы терять столько времени на кипячение! Выливаем желтую воду, набираем чистую.
Начинаем карабкаться в гору, стремясь выйти к антенне. Запасы воды утяжеляют рюкзаки, идти тяжело. Часто останавливаемся, отдыхаем. Через час показывается курум, с него видна верхушка антенны между двумя вершинами. Еще час ползем вверх, как улитки. Перед самой вершиной садимся на камни, отдыхаем, смотрим на тень от скальников, длинным темным треугольником сползающую в долину. Где-то там берет свое начало река Большой Катав.
К девяти часам выбираемся к антенне. Поржавевшая, она еще крепко цепляется за скальник, хотя большинство тросов уже обвисло, да и сверху уже упали отдельные элементы.
Солнце закатывается в облака идеальным красным кругом. Находим место под палатки, разводим в камнях костер. Ужинаем – и по палаткам, отдыхать. Судя по проявляющимся звездам, завтрашний день тоже будет солнечным, поэтому внимательный осмотр антенны откладывается на утро…
Страница 1 - 1 из 2
© Републикация текстов в печатных и электронных СМИ возможна только с разрешения авторов и администрации портала. Ссылка на данный сайт обязательна!
© 2002 - 2025 НеДома.ру™ На главную Контакты Реклама на сайте |