Первым делом - огромное спасибо всем, кто пришел нас провожать! Как здорово проводили, такая вся поездка и получилась!
Как родилась идея этой поездки? Просто надоело ездить два года подряд в Чегет, хотелось чего-нибудь нового. Решали, куда ехать - в Шерегеш или Чимбулак. А тут в жд расписании обнаруживается поезд из Новокузнецка до Алма-Аты. Тут же складывается маршрут: Уфа - Новокузнецк - Шерегеш - Новокузнецк - Алма-Ата - Чимбулак - Алма-Ата - Петропавловск - Уфа. Ехать собиралось шестеро, четверо уфимцев, и двое друзей из Самары, но в поезде нас оказалось всего трое: я, Андрей и его жена Таня.
Шерегеш
Приехали в Новокузнецк на поезде 059 Кисловодск-Новокузнецк 29 февраля, в воскресенье, в 12:45. Местное время - МСК+4 часа. Билет стоит 1700 руб. Рядом с жд вокзалом находится автовокзал. Автобусов до Таштагола уже не было, пришлось взять тачку за 1200 р. Впоследствии мы об этом нисколько не пожалели. От Новокузнецка до Шерегеша 175 км.
Мирно попивая портвейн, за три часа доехали до горы, один раз остановившись в замечательном кафе после п. Мундыбаш. Уже стемнело. Разной крутизны гостиниц и отелей в Шерегеше рядом с горой находится несколько, причем в самой чмошной, с туалетом и душем в коридоре, и соответствующим запахом, проживание стоило больше 800 руб. с чела. Администратор гостиницы дала адрес квартиры, которую сдают в поселке. На этой же тачке, водитель которой обязался нас устроить, и только после этого уехать назад в Новокузнецк, вернулись в поселок и нашли квартиру в мрачном четырехэтажном доме.
Представляю, сколько было бы мороки, если мы, приехав на автобусе, шарахались с кучей барахла по поселку в поисках жилья. Говорят, что в пятницу и субботу вдоль дороги на гору стоит масса местного населения с табличками "Сдается квартира", но в воскресенье поздно вечером ничего подобного не было.
Квартира оказалась двухкомнатная, очень чистая с хорошей мебелью, двумя телевизорами, видиком, небольшой библиотекой (даже не мог предположить, что она нам понадобится), телефоном, холодильником, ванной, посудой, плитой и стоила 500 руб. со всех в сутки! Хозяйка квартиры, очень приятная женщина, Осипова Зоя приглашала нас приезжать еще.
Дорога до горы из поселка очень удобна: в ста метрах от дома, около магазина "Кукуруза" находится остановка, от которой каждый час, строго по висящему там расписанию, ходит ПАЗик. Народу в автобусе практически никого. Ехать минут 8 - 10, стоит это удовольствие 4 руб. Мы ездили на автобусе в 10:30 или в 11:30. На этой же остановке стоят тачки, которые возят до горы за 50 руб. Кто, интересно на них ездит? Москвичи, наверное. У нас таксеры давно бы уже спалили этот автобус. Лыжи и ботинки с собой таскать не обязательно, на горе в любом прокате их можно оставить на хранение и сушку. Мы платили 50 руб. за три комплекта в день.
Перепад высот в Шерегеше метров 600, длина трассы примерно 2,5 км. Работает 5 бугельных подъемников, таких как в Шихане, один подъемник для сноубордистов в сноу-парке и одна двухкреселка, очень в хорошем состоянии, причем к сиденьям прикреплены пенки. Такая забота персонала об известном месте отдыхающих очень приятна.
Гора, на первый взгляд, разочаровала: был понедельник, работал только нижний бугельный подъемник, а эта очередь сильно напоминает Завьялиху. Ближе к вечеру включили верхний бугель. Там трасса поинтереснее: бугры из снега разного качества - часть бугра из ледяных застругов, часть из мягкого глубокого снега. Из-за постоянного резкого изменения скорости кататься тяжело.
На следующий день работали все бугельные подъемники и креселка. Все сразу изменилось. Верхнюю часть трассы за ночь зализало пургой лучше ратрака. Скатились по трассе еще раз, а дальше катались только по лесу. Просто здорово! Огромные снежные поля с нетронутым снегом и редко стоящие кедры и елки, покрытые красивейшим инеем. Можно уйти километра на полтора направо или налево от верхней станции и съезжать каждый раз по новому маршруту, не видя ничьих следов.
Слева от трассы есть большой участок естественного сноу-парка - занесенные метровым снегом камни - от небольших до 3х - 4х метровых. Прыгаешь, и даже от падения испытываешь кайф - везде глубокий мягкий снег. Каждый спуск был совершенно особенным - новые, незнакомые поля, бугры, совершенно разное состояние снега, сильно зависящее от погоды и меняющееся несколько раз в день.
Стоит отметить, что с погодой нам повезло: перед приездом выпало много снега и засыпало ледяную корочку, местами уже образовавшуюся на открытых полянах в лесу. К концу крайнего дня катания качество снега резко ухудшилось: светило яркое солнце, и пухляк буквально за пару часов намок и сильно осел. Кататься стало труднее и опаснее. Отсюда вывод: ехать лучше в начале февраля, пока солнце еще так не грубит.
Относительно очередей - в будние дни их нет вообще! Система оплаты очень удобна: берешь магнитную карту и кладешь на нее деньги. В крайний день остатки тебе отдают. Один подъем на креселке стоит 60 руб. За день, часов с 12 я спускался раз 5, Кузьмин 6 или 7. Это максимум, чтоб полностью убиться. Если ездить по трассе, можно, наверное, съехать раза в два больше, но смысла ехать туда и кататься только по трассе нет никакого.
Возможна заброска на снегоходах на соседнюю гору Мустаг к кресту (огромный железный крест, недавно установленный в честь чего-то с помощью вертолета), где вообще невообразимые возможности погонять по целине. Выкат оттуда - к нижней станции подъемника. Вообще, Шерегеш этим характерен: куда бы не поехал, выезжаешь к подъемнику. Заблудиться невозможно.
Питание: есть несколько кафешек со среднегорнолыжным уровнем цен, и отличная столовая в блочной гостинице, где можно поесть за 60 - 100 руб. Мы там завтракали и обедали. Очень рекомендую бульон и котлету из кабарги в верхнем кафе!
Досуг в рабочие дни полностью отсутствует и на горе, и в поселке, видимо из-за малого количества народа. В поселке нет ни одного кабака, работающего в будни! Я думаю, это дело времени, ведь Шерегеш только начинает раскручиваться. Единственное место - очень неплохая сауна в гостинице "Губернская", около горы, правда, без бассейна, куда можно заказывать корм из ресторана.
Замечу, чтоб уехать с горы вечером, а последний автобус уходит в 18:00, нужно заранее договорится с таксистом, чтоб он подъехал к нужному времени. Вечером мы обычно брали в киоске пузырь, видеокассету и смотрели кино дома, а иногда даже читали книги! Кстати о магазинах и киосках - в них есть все, к чему привыкли люди из больших городов. В Терсколе, например, снабжение значительно хуже.
Сотовая связь там имеется, есть Билайн и Мегафон, МТСовскую симку сети не пускают, а я не успел в Новосибе переадресовать свой МТСовский номер на Билайновский и никто до меня дозвонится так и не смог. До городского телефона в Шерегеше дозвониться с мобильного нельзя, т.к. автоматическая связь с поселком отсутствует.
Курорт непрерывно развивается: строится новый подъемник гондольного типа, как в Банном, растут как грибы небольшие частные гостиницы в Шерегеше. Причем это делается не так безобразно, как в Аше, а как-то незаметно. Видно, что администрация Кемеровской области вкладывает бабосы в гору. В интернете можно найти планы будущего развития курорта, поистине грандиозные! Местное население очень хорошо относится к туристам, понимая, что это самый важный источник их благополучия.
Уезжали мы из Шерегеша 5 марта так: сначала автобус до Таштагольского автовокзала, 8 руб., правда битком забитый, поэтому может стоит не поскупиться на такси, затем автобус до Новокузнецка, 84 руб. Расписание всех автобусов можно посмотреть на стене кафешки слева от кассы канатных дорог на горе. Стоит заметить, что тикет на автобус Таштагол - Новокузнецк лучше купить заранее, потому что автобус часто бывает полный. Вас конечно, в него пустят, но придется стоять три часа. Есть еще одна засада - в кассе заставляют платить за багаж, а багажного отделения в стареньком "Мерседесе" нет, поэтому вещи приходится сваливать посреди салона.
Новокузнецк нам не понравился, мрачный какой-то город, черный. Ко всему прочему была пятница перед 8 марта, и все кабаки были закрыты на обслуживание, мы с трудом нашли место, где можно пообедать. В книжных пытались найти карту и путеводитель по Кемеровской области, но тщетно.
Чимбулак
Дальше поехали в Алма-Ату на поезде 185 Новокузнецк - Бишкек. Поезд отправляется каждую пятницу в 14:51, билет стоит 1568 руб. При всех моих опасениях по поводу азиатских поездов, вагон был вполне приличный. При пересечении границы ходили сначала наши таможенники, потом казахские. Наши ограничились просмотром документов, казахские попросили показать, что в чемодане у Кузьмина, а на рюкзаки не обратили никакого внимания. Видимо у них в училище учат досматривать чемоданы, а рюкзаки не учат. Меня удивило очень вежливое отношение и наших и казахских пограничников и полицейских. Вообще, за всю поездку я видел меньше людей в форме, чем вижу в своей Уфе, пока еду из дома на работу… После пограничников пришли менялы, меняющие рубли на теньге, причем по более выгодному курсу, чем в городе, но проводник посоветовал нам поменять бабки в банке, и мы послушали, благо вдоль всей жд рубли совершенно спокойно принимались.
Приезжаем в Алма-Ату 7 марта, в 13:06 местного (МСК+3часа) на вокзал Алма-Ата 1. В городе 20 градусов тепла! Нас встречают друзья Рафа, за что ему огромный респект! Чуваки оказались настолько клевыми, что если лично не видел их радушия, то слова вряд ли что скажут. Если бы у них был свой www.nedoma.kz, то еще неизвестно, где бы были большие уроды! Они повозили нас по городу, потом отвезли домой, там отлично посидели, после чего, на следующее утро отвезли нас в Чимбулак, где мы устроились в гостинице.
Дальше опять вернулись в город, где замечательно провели время, гуляя по Алма-Ате и отужинав в самом крутом ресторане национальной кухни "Жеруйык" (пр. Сейфуллина, 500), причем, полностью обожравшись, на троих мы отвалили одну тысячу рублей! Кто будет в Алма-Ате, обязательно сходите! Об Алма-Ате: город очень красивый, особенно современные здания, стилизованные под восточную архитектуру и, судя по тачкам и одежде прохожих, достаточно богатый. Казашки очень красивые!
К концу дня температура с 20 градусов опустилась до нуля и весь город засыпало снегом. Цены в Алма-Ате немного ниже, чем у нас, но так как расплачиваешься теньге, труднее контролировать расходы, поэтому тратится больше. Курс: 5 теньге = 1 рублю. Внимание! На Чимбулаке обменника нет, поэтому достаточное количество денег нужно менять в городе. На крайняк можно взять баксы, их можно обменять в гостинице в бухгалтерии.
Все приезжающие в Казахстан иностранцы в пятидневный срок, но не позднее даты выезда должны регистрироваться в полиции. Для этого нужно иметь иммиграционную карту, выдающуюся в поездах и самолетах, паспорт и билет, по которому вы приехали. Мы ехали не в казахском, а в киргизском поезде, а единственный казахский прицепной вагон был в самом хвосте, поэтому поленились сходить за этой картой. По приезду в гостиницу мы отдали документы администрации, и они за 2 дня все оформили (2800 теньге (560 руб.)), причем на время отсутствия наших паспортов выдали мандаты, представляющие собой ксерокопии паспорта и жд билета, заверенные печатью гостиницы. Слава Богу, полиция нас с такими бумагами ни разу не остановила.
Перепад высот в Чимбулаке 900 м, длина трассы километра 3, работают 1 бугельный , 1 четырехкресельный, 2 двухкресельных и один однокресельный подъемники. Билет на все подъемники с 12 до 17 час. стоит 2500 теньге (500 руб.). Билет - обычная картонка, которую нужно каждый раз показывать теткам при входе.
Весь следующий день в Чимбулаке шел снег (до нашего приезда снега не было 3 недели) а наверху был еще и сильнейший туман. Кататься было трудно - на горе первый раз, а видимость 5-10 м., рельеф даже вблизи не виден, а под 10-20 сантиметровым слоем снега - бугры и ледяная корка. Поэтому в первый день катания особого кайфа я не получил. Зато на следующий день на небе было ни облачка, выпало до 70 см. снега (верхняя очередь, идущая на Талгарский перевал, была закрыта из-за лавинной опасности), открылись все соседние горы.
Красотища! Едешь, и снег из под лыж фонтаном бьет прямо в лицо! Самым приятным участком трассы мне показался склон между второй и третьей станцией двухкреселки. Там было очень много неукатанного пухляка и ровные большие холмы. К концу дня все трассы укатали почти полностью, хотя был будний день и народа было немного. К сожалению, времени у нас было очень мало, поэтому полностью обследовать всю трассу не получилось. Однако на первый взгляд показалось, что при длительном отсутствии снега трасса должна быстро надоесть, ведь внетрассового катания в Чимбулаке практически нет, конечно можно забраться пешком на какой-нибудь лавиноопасный склон, (это уже бэккантри получается), а все трассы, даже сноубордическая в лесу, укатываются в лед за пару тройку бесснежных дней. Повторяю, это мое мнение, сформировавшееся за два дня катания, объективное оно или нет - не знаю.
Об обслуживании трассы. Везде, где есть реальная опасность залететь под лавину, или съехать в непроходимый кулуар стоят знаки и ограждения. Каждый вечер нижняя часть трассы разглаживается ратраками. Есть спасатели, которые в свободное от спасательства время катают иностранную публику вниз на акъе.
Жили мы в гостинице в 100 метрах от подъемника, втроем в двухместном номере за 7000 теньге (1400 руб.) со всех в сутки. Номер чистый, есть ванна, туалет, телевизор, но очень маленький. Причем в гостинице какая-то проблема с канализацией - из туалета такой пахер, что за три дня мы к нему так и не привыкли. Подальше есть еще одна гостиница, т.н. "Ракушка", с двухместными номерами по 4000 теньге (800 руб.), с удобствами в коридоре, но из-за трех ночей мы не стали экономить - было лень ходить дополнительные 100 метров. Вокруг есть еще несколько коттеджей, внешне очень крутых. Сколько там стоит проживание - не знаю. Частного сектора нет.
Из досуга - боулинг, бильярд и сауна с бассейном. Народа там никого. Никаких шумных посиделок в кабаках, как на Кавказе, нет и в помине. А ехать в Алма-Ату после катания достаточно проблемно: уехать можно на автобусе, в 18 час., а ночью возвращаться назад сложно: дорого (примерно 2300 теньге (460 руб.)) за 30 минут езды, да и не всякая тачка поднимется от Медео в плохую погоду.
На полпути от Медео до Чимбулака есть гидрологическая станция "Горельник", где имеется теплый минеральный источник, бьющий из трубы и рядом холодный ручей. Купаться там просто здорово! На станции работает гидролог, Сергей Николаевич Акимбетов, который раньше работал на Камчатке. Он даже видел Толбачинское извержение! Было так интересно поговорить с ним о знакомых местах! В лаборатории есть тетрадка, куда посетители пишут свои впечатления о посещении источника. Там даже есть автографы Титова, Сенкевича и гр. "Ногу Свело"! Причем, по рассказам, Сенкевич приезжал с двумя молодыми девицами и большущей фляжкой коньяка. Мы тоже оставили в этой книге свои скромные автографы. У Сергея Николаевича есть Нива, желающие совершить экскурсию по живописным местам Заилийского Алатау могут с ним договориться.
Питание - несколько кафешек под горой с очень качественной едой, вежливым обслуживанием и нормальными ценами - на троих - 2000-2500 теньге (400-500 руб.). Магазина нет, поэтому напитками лучше тариться в городе. Относительно напитков: казахское пиво - отстой, водка - ничего, а вот коньяк заслуживает весьма пристального внимания!
Сотовых компаний в Чимбулаке две - K-Cell и K-Mobile. С МТСовской симкой дешевле пользоваться первой. Телефон работает без включения международного роуминга, вопреки тому, что сказала тетя в справочной МТС.
Утром 11 марта за нами заехали друзья, не только Рафовские, но уже и наши, еще раз покатали по городу, показали Зеленый базар, который к сожалению ничем не отличался от европейского, завезли в огромный супермаркет "Рамстор", где мы затарились на поезд (внутри этого магазина есть даже небольшой каток с искусственным льдом!) и отвезли к поезду 015 Алма-Ата - Петропавловск. Отправляется он в 13:35 вокзала Алма-Ата 2, стоимость 4874 теньге (975 руб.). С огромным сожалением уезжали мы из столь гостеприимного города.
В Петропавловск поезд приехал на следующий день в 18:10 МСК. Ближайший поезд до Уфы отправляется через 18 мин. Это уже знакомый поезд 059 Новокузнецк - Кисловодск. Еле успели купить билет, растолкав очередь в кассу. Билет стоит 4195 теньге (849 руб.). А вот потратить оставшиеся теньге времени у нас так и не хватило…
Подводя итоги поездки, нужно сказать, что этот треугольник - Уфа - Шерегеш - Чимбулак - Уфа - очень интересный маршрут, открывающий для тебя каждый день что-то новое, и не позволяющий ни на минуту затосковать из-за однообразия. У нас не было ни одного похожего дня! Интересен маршрут не только катанием, но и удивительным разнообразием природы, мелькающим за окном вагона. Вечером засыпаешь в горной тайге, а утром за окном уже пустыня! Ну и жемчужина всего маршрута - замечательный город Алма-Ата, с его красотой и гостеприимством.
Единственное, хотелось бы ездить большей толпой, чтоб устраивать наш НеДомовский расколбас вне зависимости от внешних условий, будь то шикарный кабак, или обшарпанный номер в общаге. Надеюсь, мы повторим нашу поездку, но уже не втроем, а со всеми нашими!
Максим Куклев@НеДома.ру
апрель 2004г
© Републикация текстов в печатных и электронных СМИ возможна только с разрешения авторов и администрации портала. Ссылка на данный сайт обязательна!
© 2002 - 2024 НеДома.ру™ На главную Контакты Реклама на сайте |