Такие показатели говорят об оправданности маркетинговой стратегии, ориентированной на семейный отдых.
В 2015 году на Северном Кавказе побывали более 3 млн. посетителей, и порядка 10% гостей из общего туристического потока приняли Всесезонный туристско-рекреационный комплекс «Архыз» в Карачаево-Черкесии и Всесезонный туристско-рекреационный комплекс «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии, создаваемые под управлением АО «Курорты Северного Кавказа». Всего за 2 года с момента открытия турпоток на ВТРК «Архыз» только в зимний период вырос с 35 тысяч в первом сезоне до 130, то есть более чем в 3,5 раза. Об этом в ходе конференции «Маркетинг и продажи горнолыжных туров по России. Популяризация горнолыжного отдыха» рассказал руководитель проектного направления Департамента по управлению курортами АО «КСК» Алексей Елин. Конференция прошла 20 мая в Москве в рамках выставки «Открой свою Россию».
«Такие показатели роста в период, когда большинство курортов в условиях кризиса остались на прежних позициях, говорят об оправданности маркетинговой стратегии, ориентированной на семейный отдых», — отметил он, добавив, что динамика развития всесезонных комплексов под управлением АО «КСК» позволяет уверенно прогнозировать увеличение доли курортов Северного Кавказа в общем туристическом потоке в регионе. «Мы понимаем, кто наш клиент и откуда он к нам едет. Посетителям нравится современная инфраструктура, высокий уровень безопасности на трассах и качество оказываемых услуг. Это то, что нас отличает от многих других курортов, и это определяющие факторы роста турпотока и высокой степени удовлетворенности посетителей и их возвратности на «Архыз». При этом многое сделано для повышения комфорта посетителей: благоустроена территория, созданы сервис-центры, работает единственная в своем роде компания-оператор услуг проката и инструкторов, расширены парковки, модернизируется платежно-пропускная система. Все это немалые инвестиции, без которых невозможно построение современного курорта, и которые в конечном итоге влияют на увеличение выручки. Реализуются с участием компаний-резидентов социальные проекты: «Лыжи мечты», «Третий урок физкультуры», бесплатный ски-пасс для десятилетних», — уточнил Алексей Елин.
По мнению эксперта, развитие ВТРК «Архыз» стимулирует местный бизнес как на прилегающих территориях, так и на соседних площадках к объединению с целью эффективной конкуренции с новым курортом, что в перспективе будет положительно влиять на повышение качества и ассортимента услуг, развитие индустрии в целом.
«Конечно здесь есть проблемы, ведь мы определяем политику только в отношении особой экономической зоны, а это небольшая территория, часть будущего кластера. Прилегающие населенные пункты и туристские дестинации живут по своим правилам и саморегулируются. Архитектурный стиль, уровень качества услуг и предложение определяется конкретным участником, и мы не можем говорить о формировании единой среды без участия всех заинтересованных сторон, как то можно увидеть на примере зарубежных курортов» — сказал Алексей Елин, приведя в пример историю развития туристского кластера Южного Тироля, где развивается регион в целом в рамках единой концепции.
«Сегодня порядка десяти объектов, заинтересованных в объединении, уже есть. Надеемся, что это станет положительным примером для остальных», — поддержал эту идею представитель курорта «Домбай», заместитель генерального директора туроператора Карачаево-Черкесии «Международная академия горного туризма» Умар Айдинов. Он также отметил, что развитие новых зон отдыха в регионе стимулирует не только зимний, но и всесезонный туризм — в частности, на Домбае, который изначально развивался как летний курорт, точка притяжения альпинистов. «В последние годы, с развитием новых туристических площадок в Карачаево-Черкесии, мы видим рост интереса к тому, чем мы занимаемся. Даже пожилые люди отправляются в летние туристические походы в горы Карачаево-Черкесии. В прошлом году мы приняли более 100 таких гостей», — отметил он, подчеркнув, что летний туризм необходимо развивать, внимательно относясь к вопросам экологии, которая является одним из конкурентных преимуществ Северного Кавказа.
По словам эксперта агентства IDM Südyirol — Alto Adige Андрея Прусса, «валовый оборот Южного Тироля в 1 млрд. евро в год достигнут благодаря объединению усилий всех участников процесса развития долины». Речь идет о едином ски-пассе и логистике, маркетинге и позиционировании и т. д. Андрей Прусс добавил, что важнейшим аспектом удачного функционирования курорта в любой, а особенно в летний сезон, является агротуризм. По его словам, Южный Тироль одним из первых в Европе начал развивать этот вид туризма. «Особенность гостеприимства Южного Тироля состоит в том, что туристам предлагается все, чем живет местное население. До недавних пор министерство, занимающееся сельским хозяйством, даже было объединено с министерством по туризму», — сказал он.
Эксперт также подчеркнул важность вовлечения местного населения в развитие рынка. Кроме того, что развитие горнолыжных курортов на этой территории начиналось по инициативе местных жителей, их глубокая вовлеченность поддерживается государством не только в бизнесе, но и в социальной среде. «В Южном Тироле 16 малых горнолыжных центров. Они самоокупаемы всего на 10%, 90% средств — это дотации, которые направляются на цели формирования и развития интереса местных жителей к горнолыжному спорту. И это вопрос не только поддержки здорового образа жизни и развития спорта, но и формирования общественного мнения относительно целесообразности развития горнолыжной индустрии на данной территории. Когда человек сам катается на лыжах, он более охотно поддерживает изменения, необходимые для развития индустрии на его родной земле», — резюмировал Андрей Прусс. Эта модель, по его мнению, применима и на Северном Кавказе.
Узнать больше об Архызе и Приэльбрусье: